Проверяемый текст
Небытова, Лилия Анатольевна. Психологическое сопровождение формирования надежности субъекта спортивной деятельности (Диссертация 2004)
[стр. 44]

(внутренние, психологические факторы).
Причем, одним из ведущих психологических факторов, определяющих успешность спортивной деятельности, учёные считают эмоциональную устойчивость, которая, в свою очередь, проявляется в психических состояниях спортсмена.
Негативным проявлением психических состояний в спортивной деятельности авторы считают психическую напряжённость и причиной её называют низкую мотивацию к спортивному выступлению, к достижению победы.
В работах О.А.
Черниковой говорится об эмоциональных состояниях как интегральных психофизиологических явлениях, при которых кроме реакций секреторного и двигательного характера возникают многообразные изменения в протекании психических процессов, управляемых корой мозга [206].
Боязнь, опасение, робость, неуверенность и растерянность характеризуются исследователем как разновидности страха и тревожности, различающиеся лишь по степени и силе протекания физиологических процессов и ситуационной зависимости.
Средняя степень проявления указанных эмоций выражается в торможении произвольной деятельности, в общей скованности спортсменов, когда замедляется скорость реагирования, ослабевает тонус мышц, нарушается ритм дыхания и деятельность сердечнососудистой системы.
При сильном раздражителе нарушаются более сложные автоматизированные действия, заученные движения.

О.А.Черникова, раскрывая основные причины эмоциональной неустойчивости спортсменов, в их числе называет несоответствие между осознаваемой ответственностью за исход своего выступления и подготовленностью.
Отдавая предпочтение методам саморегуляции отрицательных состояний,
исследователь не уделяет внимания социальному происхождению чувства ответственности.
И здесь в качестве одной из причин, по нашему мнению, следует выделять отношения спортсмена с теми людьми, перед которыми он
несёт ответственность.
Л.Д.
Гиссен говорит о том, что негативные эмоциональные состояния, вызывая стрессовую реакцию, накладывают отпечаток на двигательную 44
[стр. 96]

«шляясь структурными компонентами мотивации достижения в спорте [87; 170; 178].
В связи с этим, необходимым условием для формирования надежности в процессе СпД, можно считать определение преобладающей направленности мотивации: коллективистскую, эмоциональную (на установление и поддержание отношений с партнерами по команде), деятельностную (на решение задач СД и достижение высокого результата) и личностную (на себя, самоутверждение, получение материальных благ и т.п.).
Становление спортивной мотивации является важной психологической ртороной адаптации к СпД.
Направленность мотивации влияет на признание спортсмена ближайшим окружением, командой и основными соперниками от чего, в свою очередь, зависит самооценка спортсмена и его уровень притязаний.
Уровень притязаний в данном случае характеризует степень надежды на успех, трудность или легкость задач, выбираемых спортсменом для самостоятельного решения, влияние успеха или неудачи на последующую активность в достижении цели желаемый уровень самооценки и т.
п.
[188].
Ю.М.
Блудов и В.А.
Плахтиенко [147; 184; 185], изучающие проблему надежности в СпД, считают одним из психологических факторов определяющих надежность эмоциональную устойчивость.
В работах О.А.
Черникова, А.А.
Лалаяна, В.И.
Морасановой и др.
ученых говорится, что боязнь, опасение, робость, неуверенность, растерянность выражается в торможении произвольной деятельности, в общей скованности спортсменов, когда замедляется скорость реагировании, ослабевает тонус мышц, нарушается ритм дыхания и деятельность сердечнососудистой системы.
При сильном раздражителе нарушаются более сложные автоматизированные действия, заученные движения
[261].
Ф.Д.
Горбов, М.А.
Новиков отмечают, что уровень риска, допускаемый Труппой, выше риска, допускаемого индивидом.
Очевидно, что напряжение сопутствующее рискованным решениям переживается индивидом в группе иначе, чем в одиночку.
Группа снижает фактор стресса для индивида, т.к.
четкая 96

[стр.,126]

126 выделяют формирование устойчивых мотивов и направленности личности, а также нормализацию психологического климата в коллективе, акцентируя внимание на значимости психологической совместимостик * л спортсменов [20; 183; 184].
А.В.
Родионов основным направлением совершенствования психологической защиты спортсмена называет воздействие как на осознаваемые, так и на неосознаваемые, компоненты психики, которыми, по мнению автора, являются мотивы, отношения и свойства личности.
Однако одним из спорных моментов, как мы считаем, является сведение ученым формирующей работы к методам убеждения [214; 215].
О.А.
Черникова, отдавая предпочтение методам саморегуляции отрицательных состояний, не уделяет внимания социальному происхождению чувства ответственности [259; 263].
И здесь в качестве одной из причин, поv нашему мнению, следует выделять отношения спортсмена с теми людьми, перед которыми он
несет или берет упоминаемую автором ответственность.
Л.Д.
Гиссен, говоря о психопрофилактической работе, отмечает важность мероприятий, направленных как на работу с мотивами и отношениями личности отдельного спортсмена, так и на оптимизацию отношений в группе или спортивной команде [45; 46].
Рассматривая методы регуляции стресса, Б.А.
Вяткин обозначает индивидуальное направление работы по дозированию силы мотивации спортсменов и групповое по организации соответствующих межличностных отношений в команде.
Однако методы, предлагаемые автором по обоим направлениям психологических мероприятий, сводятся к аутогенной и психорегулирующей тренировке или к методам убеждения, внушения и даже гипноза [38].
* * i

[Back]