Проверяемый текст
Небытова, Лилия Анатольевна. Психологическое сопровождение формирования надежности субъекта спортивной деятельности (Диссертация 2004)
[стр. 59]

логическому анализу малоинформативных признаков осложнения выполняемой деятельности и, что особенно важно, приемами саморегуляции познавательных процессов [19].
Б.Ф.
Ломов, Конопкин О.А., Косов Б.Б., рассматривая структуру саморегуляции, отмечают, что она предполагает, с одной стороны, наличие программы, в соответствии с которой протекает та или иная психическая функция (выработанная самостоятельно или данная в инструкции); постоянный контроль за ее протеканием (куда входит контроль за последовательностью операций и контроль за результатами промежуточных фаз) и контроль за окончательным результатом деятельности (для которого необходимо сличение реального результата с предварительно сформированным «образом результата»).
Произвольное управление психическими функциями предполагает наличие соответствующего мотива, без которого никакая сознательная психическая деятельность не возможна
[120].
Одним из ведущих механизмов обеспечения надежности человека является самоконтроль.
Причем значение самоконтроля не ограничивается лишь обеспечением результативности человека в деятельности.
Все присущие ему психические явления подвержены функции самоконтроля или используются в этом процессе.

В проявлениях функций самоконтроля существенную роль играют индивидуально-психологические особенности личности.
Отмечается неразрывная связь процессов самоконтроля и самооценки, т.е.
оценки самим индивидом тех действий, которые он совершает, и тех его психических свойств, которые в этих действиях проявляются.
«Относясь к ядру личности, она важный регулятор поведения.
От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, что влияет на эффективность, результативность и надежность деятельности и дальнейшее развитие личности»
[175].
59
[стр. 69]

которая достигает тех пороговых уровней, где его функциональные физиологические и психологические интегративные способности напряжены до предела [134].
К.М.
Гуревич и В.Ф.
Матвеев указывают, что выносливость к экстремальному напряжению и перенапряжению связана с силой нервной системы по отношению к возбуждению или с уравновешенностью нервных процессов.
Результативные действия, сохранение самообладания в экстремальных условиях деятельности, связаны с индивидуальными особенностями субъекта в соотношении основных свойств нервной системы [55; 153; 261].
Говоря об обеспечении результативности реальной деятельности В.А.
Йодров, Н.Ф.
Лукьянова, В.П.
Ступников отмечают ведущую роль познавательных процессов.
Авторы подчеркивают, что своевременная и правильная ориентация в экстремальных условиях деятельности, а так же * самооценка личной роли в ней достигается субъектом только путем сложной интеллектуальной деятельности, способностью быстрой адаптации к новым условиям.
При этом, помимо твердого знания алгоритма действий в нормальных условиях протекания деятельности, субъект должен владеть достаточным творческим потенциалом, способностью к быстрому логическому анализу малоинформативных признаков осложнения выполняемой деятельности и, что особенно важно, приемами саморегуляции познавательных процессов [21].
На то, что исследования структуры механизмов саморегуляции человека в различных условиях и видах его деятельности становится ключевым моментом в изучении психологических закономерностей деятельностной активности личности, обратил внимание Г.С.
Никифоров [159].
Б.Ф.
Ломов, Е.Д.
Хомская, Н.Е.
Сурков рассматривая структуру саморегуляции, отмечают, что она предполагает, с одной стороны, наличие программы, в соответствии с которой протекает та или иная психическая функция (выработанная самостоятельно или данная в инструкции); постоянныйконтроль за ее протеканием (куда входит контроль за последовательностью операций и контроль за результатами промежуточных фаз) и контроль за окончательным результатом деятельности (для которого необходимо сличение

[стр.,70]

реального результата с предварительно сформированным «образом результата»).
Произвольное управление психическими функциями предполагает наличие соответствующего мотива, без которого никакая сознательная психическая деятельность не возможна
[127; 129; 256].
Одним из ведущих механизмов обеспечения надежности человека является самоконтроль.
Причем значение самоконтроля не ограничивается лишьл обеспечением результативности человека в деятельности.
Все присущие ему психические явления подвержены функции самоконтроля или используются в этом процессе
[159].
Механизмы реализации функции самоконтроля представляются, исходя из положений теорий функциональных систем П.К.
Анохина.
Согласно этой * теории можно предположить, что акцептор действия и является тем контрольным механизмом, который дает единственную возможность организму исправить ошибку поведения или довести несовершенные акты поведения до совершенных [24].
Реализация самоконтроля зависит от содержательности и в побудительной силы мотивов деятельности, особенно в экстремальных условиях, когда нарушение этой функции может повлечь существенное ухудшение надежности деятельности.
Его нарушение возможно и в связи с нарушением ПС человека, которое отражается на обеспечивающих эту функцию когнитивных процессах, волевых усилиях и т.д.
* т В проявлениях функций самоконтроля существенную роль играют индивидуально-психологические особенности личности.
Отмечается неразрывная связь процессов самоконтроля и самооценки, т.е.
оценки самим индивидом тех действий, которые он совершает, и тех его психических свойств, * которые в этих действиях проявляются.
«Относясь к ядру личности, она — важный регулятор поведения.
От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, что влияет на эффективность, результативность и надежность деятельности и дальнейшее развитие личности»
[208].

[Back]