Проверяемый текст
Небытова, Лилия Анатольевна. Психологическое сопровождение формирования надежности субъекта спортивной деятельности (Диссертация 2004)
[стр. 89]

Следующим этапом в нашем экспериментальном исследовании стало изучение особенностей черт характера и темперамента.
Для этого была
использована методика «ЧХТ», разработанная в Военном институте физической культуры на основе многопрофильного опросника ММПИ.
Этот тест позволил нам выявить и оценить эмоциональную реактивность, невротичность и уровень притязаний.
Результаты этого теста до начала реализации программы
ментального тренинга обобщены следующим образом.
При констатирующем срезе 41,3% испытуемых экспериментальной и 43,7% контрольной группы имели доминирующие признаки по результатам обобщённых данных.
Они проявлялись в преобладании повышенной нервозности, уровне притязаний и подвижности нервных процессов спортсменов.
Выраженными, или преобладающими эти признаки наблюдались у 23,5% респондентов экспериментальной группы и 21,1% испытуемых контрольной группы.
Сила нервных процессов по торможению,
работоспособность и развитие второй сигнальной системы являются средневыраженными признаками у 17,6% испытуемых экспериментальной и у 21,1% контрольной группы, а эмоциональная лабильность, реактивность, искренность — слабовыраженными у следующего количества испытуемых исследуемых групп: экспериментальная 17,6%; контрольная 15,8%.
Данные показатели во многом соотносятся с тем, что мы получили при изучении самооценки (по методики Дембо-Рубинштейна) ряда личностных характеристик: уверенность неуверенность; эффективный неэффективный игрок; волевой безвольный; гибкий ригидный; высокая саморегуляция низкая саморегуляция; смелый трусливый; ответственный безответственный.
Испытуемые должны были оценить проявление личностных свойств по предложенным семи шкалам.
Результаты самооценочной методики подтверждаются теми данными, которые мы получили при помощи других достоверных психодиагностических методов (тест Р.Кэттела, методика Мильмана и др.).

89
[стр. 169]

группе с низким уровнем развития наблюдаемых характеристик процент испытуемых уменьшился на 5,3%.
Но даже эти изменения позволяют говорить о значимости спорта в развитии многих личностных свойств, качеств и пр.
Необходимо отметить, что изменения происходили и по другим факторам.
Наиболее ярко они выражены именно в экспериментальной группе, что позволяет делать выводы об адекватности выбранных методов, средств и форм реализации программы психологического сопровождения.
Данные по другим факторам также были подвергнуты тщательному Ф качественному анализу и включены в составление личностных профилей участников эксперимента.
В личностные профили также включались результаты других используемых психодиагностических методик.
Затем составленные на основе научных данных психологические портреты каждого участника были представлены тренерам для дальнейшей работы с командой, а на их основе разрабатывались рекомендации (рекомендации тренерам —прил.
13; примерный профиль участника команды прил.
14).
г Следующим этапом в нашем экспериментальном исследовании стало изучение особенностей черт характера и темперамента.
Для этого была
Р' t использована методика «ЧХТ», разработанная в Военном институте физической культуры на основе многопрофильного опросника ММПИ.
Этот тест позволил нам выявить и оценить эмоциональную реактивность невротичность и уровень притязаний.
Результаты этого теста до начала реализации программы
психологического сопровождения были обобщены.
При первом срезе 41,3% испытуемых экспериментальной и 43,7% контрольной группы имели доминирующие признаки по результатам обобщённых данных.
Они проявлялись в преобладании повышенной* * нервозности, уровне притязаний и подвижности нервных процессов спортсменов.
Выраженными, или преобладающими эти признаки наблюдались у 23,5% респондентов экспериментальной группы и 21,1% испытуемых контрольной группы.
Сила нервных процессов по торможению,


[стр.,170]

работоспособность и развитие второй сигнальной системы являются средневыраженными признаками у 17,6% испытуемых экспериментальной и у 2 1 ,1 % контрольной группы, а эмоциональная лабильность, реактивность, искренность — слабовыраженными у следующего количества испытуемых исследуемых групп: экспериментальная —17,6%; контрольная —15,8%.
Нельзя однозначно оценивать эти результаты: хорошо это или нет.
Все эти характеристики, их проявления обусловлены типом нервной системы, социальными условиями и т.д.
Но существует возможность коррекции некоторых свойств и их проявлений субъектами в СД.
, СпД способствует регуляции эмоциональных состояний, стабилизации* нервной системы, формирует адекватный уровень притязаний на основе реальных достижений, позволяет уравновешивать процессы возбуждения и торможения и т.д.
Программа психологического сопровождения создает реальные условия для оптимизации этих процессов, а специально подобранные Ф упражнения позволяют субъекту СД определять имеющие резервы психики и использовать их для реализации поставленной цели.
Поэтому систематические занятия спортом и проведенный формирующий эксперимент позволили увидеть реальные изменения в каждой группе.
Разница проявлялась лишь в степени рыраженности этих изменений.
Результаты по данной методике в двух группах по сравнению с первым срезом изменились не по всем признакам, в некоторых они остались прежними.
Скорее всего, это обусловлено следующими факторами: 1) данные личностные качества уже в целом сформированы (поэтому трудно поддаются каким-либо изменениям); 2 ) недостаточное количество времени для коррекции выявленных характеристик; 3) многие черты базируются на врожденных свойствах центральной нервной системы.
Тем не менее, положительным можно считать то, что в экспериментальной группе снизился процент тех, у кого изучаемые .Характеристики имели доминирующее влияние.
В частности это относится к повышенной нервозности и некоторых психопатических отклонениях в характере, а также в низкой выраженности уровня притязаний, искренности, 170

[стр.,172]

контрольной группе под влиянием занятий спортом.
В большей степени эти изменения заметны относительно адекватно высокой оценки по шкале «саморегуляция» (прирост составил 10,5%) и «ответственность» (прирост — 10,5%).
Относительно уровня средней оценки также можно наблюдать * положительную динамику, что происходило за счет уменьшения низкой и неадекватно низкой самооценки: приросты наблюдались по шкале «уверенность неуверенность» (на 5 ,2 %); «эффективный —неэффективный игрок» (на 5 ,2 %); «волевой безвольный» (на 5,2%).
Несмотря на то, что эти приросты не такие высокие, как в первой группе, можно говорить о значимости спорта в развитии многих свойств и характеристик субъекта СД.
Результаты самооценочной методики подтверждаются теми данными, которые мы получили при помощи других достоверных психодиагностических методов (тест Р.Кэттела, методика Мильмана и др.).

л Следующая методика (тест К.
Роджерса и Р.
Даймонда) позволил выявить степень влияния спорта и роль психологического сопровождения в развитии такой характеристики как адаптивность.
Испытуемым был предложен тест, включающий 1 0 1 вопрос.
Они могли при ответе на вопрос выбрать один из вариантов ответа, соответствующий собственным убеждениям.
Методика позволяет выявить показатели по 8 шкалам: адаптивность, лживость, принятие себя, принятие других, эмоциональный комфорт, контроль, доминирование, эскапизм (уход от проблем).
Все полученные результаты были использованы при составлении личностных профилей членов спортивной * команды и интерпретировались на индивидуальных консультациях, с тренерами и членами команды.
Для нашего исследования наибольший интерес представляли данные по некоторым из этих шкал, в частности: результаты 1 шкалы —«адаптивность» (тестовые оценки членов экспериментальной группы приведены в таблице 2 ) и 6 —«контроль».
Результаты методики (по двум названным шкалам), полученные при первом и втором исследовании, представлены в таблице 1 2 .■ 172

[Back]