ГЛАВА I Формирование духовно-нравственных качеств молодежи на основе использования культуротворческих технологий как социально-культурная проблема 1.1. Основные научно-теоретические подходы к исследованию проблемы формирования духовно-нравственных качеств молодежи в отечественной и зарубежной практике С давних времен человека интересовала проблема нравственности. Уже несколько тысячелетий назад создавалось представление о мире, который их окружал, и о силах, которые правили и миром, и человеком. Примером тому может служить «Эпос о Гильгамеше» рассказ о судьбе и деятельности урукского царя, правдоподобной исторической фигуры первой половины 3-го тысячелетия до н.э., который искал бессмертия и задавался вопросом о смысле человеческой жизни [8 8 ]. Позднее проблема морали получила свое развитие в рамках Античной философии. Ученые древности считали основными атрибутами упорядочения общества религию и мораль. О добродетели и справедливости говорится в произведениях Пифагора, Гомера, Демокрита. Античные философы классического периода, такие как Сократ, Платон, Аристотель и др., тоже уделяли большое внимание этим проблемам. Так, Сократ, который рассматривал душу, прежде всего, как источник разума и нравственности, а не активности тела, считал, что истинная нравственность есть знание того, что есть благо и, вместе с тем, польза для человека [233]. Аристотель, обосновывая моральные принципы, видел гарантию добродетельной жизни в уклонении от крайностей, а также указывал на то, что недостаточно лишь знаний о добродетели, следует действовать и жить в соответствии с нею [14]. |
ГЛАВА I НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОСУЖДЕННЫХ КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ПРОБЛЕМА 1.1. Основные подходы к исследованию проблемы нравственного воспитания Любое учение, любая теория разрабатывается на основе определенной системы категорий. Центральной категорией нравственного воспитания выступает нравственность. Проблема нравственности интересовала человека с давних времен. Люди уже несколько тысячелетий назад создавали представление о мире, который их окружал, и о силах, которые правили и миром, и человеком. Примером тому может служить «Эпос о Гильгамеше» рассказ о судьбе и деятельности урукского царя, правдоподобной исторической фигуры первой половины 3-го тысячелетия до н.э., который искал бессмертия и задавался вопросом о смысле человеческой жизни [124]. Позднее проблема морали получила свое развитие в рамках Античной философии. Ученые древности считали основными атрибутами упорядочения общества религию и мораль. О добродетели и справедливости говорится в произведениях Пифагора, Гомера, Демокрита. Античные философы классического периода, такие как Сократ, Платон, Аристотель и др., тоже уделяли большое внимание этим проблемам. Так, Сократ, который рассматривал душу, прежде всего, как источник разума и нравственности, а не активности тела, считал, что истинная нравственность есть знание того, что есть благо и, вместе с тем, польза для человека [299]. Аристотель, обосновывая моральные принципы, видел гарантию добродетельной жизни в уклонении от крайностей, а также указывал на то, что недостаточно лишь знаний о добродетели, следует действовать и жить в соответствии с нею [24]. |