Проверяемый текст
Исаева, Светлана Николаевна; Социально-культурные условия воспитания нравственных качеств впервые осужденных в пенитенциарных учреждениях (Диссертация 2006)
[стр. 26]

положительных сил» и вслед за Кантом утверждал, что никакой человек ни при каких условиях не может рассматриваться как средство для каких бы то ни было посторонних целей.
И все же, несмотря на высокую оценку человеческого духа, как акта свободной воли, источником абсолютного добра на Земле является Бог.
Человек же выступает носителем нравственности, и только в том случае, если он свободно подчиняет свою волю Богу, стремится к «абсолютному добру» и устроению богочеловеческого разума на Земле.
Этическая теория H.A.
Бердяева по своему содержанию религиозноидеалистическая.
Он считал, что моральный закон предназначен для земных людей, но сотворен он Богом: «завоевание духовности есть главная задача человеческой жизни, ибо духовность это богочеловеческое состояние, достижение которого служит освобождению от власти мировой и социальной среды»
[24].
Эта мысль проходит красной нитью через многочисленные монографии, посвященные исследованию духовных процессов [41; 42;
43].
Бердяев писал, что глубинное «я» человека связано с духовностью.
Дух есть начало синтезирующее, поддерживающее единство личности и творящее ее.
Философ считал, что дух есть не только составная часть человеческой природы, а ее высшая качественная ценность.
Духовная качественность и духовная ценность человека определяются не какой-либо природой, а сочетанием свободы и благодати [41].
Представителем «русского духовного Ренессанса»
C.J1.
Франком [220] ставилась и решалась задача интуитивного проникновения в сущность бытия через постижение онтологического значения категорий человеческой духовной жизни.
Духовность им понималась как внутренняя целостность человека, его направленность на сверхмировые идеалы и ценности, обладающие сверхчеловеческим и универсально-космическим значением, на автономную нравственно-творческую деятельность.
Духовную жизнь личности ученый отождествлял с религиозной жизнью, считая, что в
26
[стр. 23]

и религиозным подходом.
В XIX в.
Декарт, Лейбниц, Спиноза предпочитали говорить не о «духе», а о «сознании» или мышлении.
И только в России во 2-й четверти XIX в.
главными стали не вопросы познания как в европейской науке, а вопросы нравственного, духовного развития человека, его ментальности [179].
В.
С.
Соловьев [243] считал, что, имея высшую цель, человек стремится к совершенству, которое он видит в восстановлении и воссоединении Добра, Истины и Красоты.
Он писал, что мертвая материя, пройдя через человеческую среду, одухотворяется, становится живой.
При этом процесс развития человеческого духа совершается главным образом по одному пути по пути личного нравственного совершенствования, ради которого свободная воля должна делать постоянные усилия.
Хотя стремление к идеальному всеединству заложено, с точки зрения B.C.
Соловьева, в духовной сущности человека, отдельный человек всегда несовершенен, а потому истинный смысл своего бытия он познает, только познавая законы всемирного процесса развития.
Он выступал за уважение нравственного достоинства личности, за неотъемлемое право каждого человека на развитие «своих положительных сил» и вслед за Кантом утверждал, что никакой человек ни при каких условиях не может рассматриваться как средство для каких бы то ни было посторонних целей.
И все же, несмотря на высокую оценку человеческого духа, как акта свободной воли, источником абсолютного добра на Земле является Бог.
Человек же выступает носителем нравственности, и только в том случае, если он свободно подчиняет свою волю Богу, стремится к «абсолютному добру» и устроению богочеловеческого разума на Земле.
Этическая теория H.A.
Бердяева по своему содержанию религиозноидеалистическая.
Он считал, что моральный закон предназначен для земных людей, но сотворен он Богом: «завоевание духовности есть главная задача человеческой жизни, ибо духовность это богочеловеческое состояние, достижение которого служит освобождению от власти мировой и социальной среды»
[41].
Эта мысль проходит красной нитью через многочисленные монографии, посвященные исследованию духовных процессов [41; 42].

Бердяев писал, что

[стр.,24]

глубинное «я» человека связано с духовностью.
Дух есть начало синтезирующее, поддерживающее единство личности и творящее ее.
Философ считал, что дух есть не только составная часть человеческой природы, а ее высшая качественная ценность.
Духовная качественность и духовная ценность человека определяются не какой-либо природой, а сочетанием свободы и благодати [41].
Представителем «русского духовного Ренессанса»
С.Л.
Франком [285] ставилась и решалась задача интуитивного проникновения в сущность бытия через постижение онтологического значения категорий человеческой духовной жизни.
Духовность им понималась как внутренняя целостность человека, его направленность на сверхмировые идеалы и ценности, обладающие сверхчеловеческим и универсально-космическим значением, на автономную нравственно-творческую деятельность.
Духовную жизнь личности ученый отождествлял с религиозной жизнью, считая, что в
основании духовной жизни лежит тяга к абсолюту, слияние с абсолютным всеединством, переживание и осознаниеэтой слитности.
Самобытная, ориентированная на православные традиции, русская философия и этика конца XIX начала XX вв.
внесла значительный вклад в развитие проблемы духовности, но в силу исторических революционных перемен в российском обществе в начале XX в.
происходит смена научной парадигмы.
Так, И.
В.
Силуянова пишет, что, начиная с 30-х гг.
XX в, в российской науке происходило тотальное вытеснение проблематики духовности человека, поскольку основной задачей государственной идеологии становится максимальное подчинение человека интересам коллектива.
Исследователи, имеющие то или иное отношение к тематике духовного, рассматривали последнюю исключительно под углом зрения общего состояния «духовной культуры общества», его «духовного мира», «духовного производства» и т.д.
[236].
В настоящее время в российском обществе в очередной раз появился интерес к проблеме духовности.
Однако само понятие «духовность» понимается далеко не однозначно не только на бытовом, но и научном уровне.

[Back]