основании духовной жизни лежит тяга к абсолюту, слияние с абсолютным всеединством, переживание и осознание этой слитности. Самобытная, ориентированная на православные традиции, русская философия и этика конца XIX начала XX вв. внесла значительный вклад в развитие проблемы духовности, но в силу исторических революционных перемен в российском обществе в начале XX в. происходит смена научной парадигмы. Так, И. В. Силуянова пишет, что, начиная с 30-х гг. XX в, в российской науке происходило тотальное вытеснение проблематики духовности человека, поскольку основной задачей государственной идеологии становится максимальное подчинение человека интересам коллектива. Исследователи, имеющие то или иное отношение к тематике духовного, рассматривали последнюю исключительно под углом зрения общего состояния «духовной культуры общества», его «духовного мира», «духовного производства» и т.д. [178]. В настоящее время в российском обществе в очередной раз появился интерес к проблеме духовности. Однако само понятие «духовность» понимается далеко не однозначно не только на бытовом, но и научном уровне. В литературе последних лет доминирует представление о нравственном воспитании, как совокупности процессов взаимодействия его и общества, как стихийных, так и сознательных, при которых индивиды развивают в себе те или иные качества. Наличие сознательно поставленной цели выделяет нравственное воспитание из общего процесса формирования человека. Подчеркнем, что с активизацией сознательной деятельности влияние нравственности на развитие человека постоянно возрастает. Любое общественное явление выполняет определенные функции. Наука дает человеку познание об объективных процессах и закономерностях природы, общества и человеческого мышления; искусство удовлетворяет соответствующие эстетические потребности и вкус; язык является средством общения людей. Мораль (нравственность) является необходимым звеном |
глубинное «я» человека связано с духовностью. Дух есть начало синтезирующее, поддерживающее единство личности и творящее ее. Философ считал, что дух есть не только составная часть человеческой природы, а ее высшая качественная ценность. Духовная качественность и духовная ценность человека определяются не какой-либо природой, а сочетанием свободы и благодати [41]. Представителем «русского духовного Ренессанса» С.Л. Франком [285] ставилась и решалась задача интуитивного проникновения в сущность бытия через постижение онтологического значения категорий человеческой духовной жизни. Духовность им понималась как внутренняя целостность человека, его направленность на сверхмировые идеалы и ценности, обладающие сверхчеловеческим и универсально-космическим значением, на автономную нравственно-творческую деятельность. Духовную жизнь личности ученый отождествлял с религиозной жизнью, считая, что в основании духовной жизни лежит тяга к абсолюту, слияние с абсолютным всеединством, переживание и осознаниеэтой слитности. Самобытная, ориентированная на православные традиции, русская философия и этика конца XIX начала XX вв. внесла значительный вклад в развитие проблемы духовности, но в силу исторических революционных перемен в российском обществе в начале XX в. происходит смена научной парадигмы. Так, И. В. Силуянова пишет, что, начиная с 30-х гг. XX в, в российской науке происходило тотальное вытеснение проблематики духовности человека, поскольку основной задачей государственной идеологии становится максимальное подчинение человека интересам коллектива. Исследователи, имеющие то или иное отношение к тематике духовного, рассматривали последнюю исключительно под углом зрения общего состояния «духовной культуры общества», его «духовного мира», «духовного производства» и т.д. [236]. В настоящее время в российском обществе в очередной раз появился интерес к проблеме духовности. Однако само понятие «духовность» понимается далеко не однозначно не только на бытовом, но и научном уровне. В литературе последних лет доминирует представление о нравственном воспитании, как совокупности процессов взаимодействия его и общества, как стихийных, так и сознательных, при которых индивиды развивают в себе те или иные качества [140]. Наличие сознательно поставленной цели выделяет нравственное воспитание из общего процесса формирования человека. Подчеркнем, что с активизацией сознательной деятельности влияние нравственности на развитие человека постоянно возрастает. Любое общественное явление выполняет определенные функции. Наука дает человеку познание об объективных процессах и закономерностях природы, общества и человеческого мышления; искусство удовлетворяет соответствующие эстетические потребности и вкус; язык является средством общения людей. Мораль (нравственность) является необходимым звеном общественной системы, регулируя с определенных позиций и при помощи соответствующих средств поведения людей. Общественные нравственные требования не непосредственно, автоматически реализуются в приемлемые для общества поведенческие акты, а прежде осознаются и воспринимаются личностью, т.е. трансформируются в соответствующие личностные феномены. Любое общественное воздействие на человека (политическое, правовое, административное) в той или иной степени преломляется через его внутреннюю сознательно-психическую жизнь, но обязательной и специфической характерной чертой морального воздействия является его превращение в личностное убеждение, в мотив поведения. Воздействие правового закона не перестает быть правовым и тогда, когда личность следует ему принудительно или из лицемерия выполняющую моральные требования, нельзя оценивать как нравственную. Итак, выполняя свои регуляторные функции, мораль оказывает на человека и соответствующее формирующее воздействие. Регуляторное и формирующее воздействия являются двумя основными функциями морали в системе общества [183]. |