Проверяемый текст
Исаева, Светлана Николаевна; Социально-культурные условия воспитания нравственных качеств впервые осужденных в пенитенциарных учреждениях (Диссертация 2006)
[стр. 29]

Формировать нравственность значит, воздействовать не только на убеждения человека, представления и понятия, но и обеспечивать практическую регуляцию поведения, отношения со средой.
Важную роль в формировании нравственности играют привычки, которые формируются и закрепляются, проходя через сознание.

Нравственное воспитание — это сложный и многогранный процесс формирования
у личности нравственных идеалов, чувств, понятий и убеждений, привычек нравственного поведения, осуществляемый под воздействием социальных институтов с
целыо подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни, выполнения различных социальных ролей, т.е.
это введение объективных условий в субъективный мир личности на уровне сознания, чувств, поведения.

Сутью нравственного воспитания, как самостоятельного вида воспитания, является развитие целостного морального сознания индивида, выработка единой системы нравственных качеств личности, реализуемых в её поведении, в то время как другие виды воспитания развивают и
контролируют лишь отдельные стороны нравственного сознания, определенную часть нравственных качеств личности.
Воспитание человека всегда направлено на формирование определенных ценностей, которые рассматриваются в качестве основ воспитания.
Именно ценности лежат в основе большинства сегодняшних концепций воспитания
[92; 93].
Как писал Б.Г.
Ананьев «Воспитывать — это в значительной степени означает создавать систему взаимоотношений между людьми, которые порождают определенные отношения данной личности к другим людям, труду, обществу, самой себе.
Влияя на эти отношения, мы тем самым создаем основания для образования черт характера»
[8 , 5].
В качестве самостоятельного направления нравственное воспитание развертывается на материале конкретной деятельности в форме
29
[стр. 26]

Нравственность принадлежит к самым ранним формам общественной жизни.
Она складывалась по мере того, как человек выходит из первобытного состояния, и осознал себя как члена определенного коллектива, свое отношение к другим.
Нравственность, существовавшая в первобытном обществе в виде нравов и обычае, превращается в классовом обществе в сложную систему принципов, норм, оценок, поступков и мотивов, отражающих экономические, политические и идеологические потребности, интересы и цели определенного класса.
Социально-экономические условия определяют содержание и направленность нравственного воздействия, критерии нравственной оценки, моральный смысл понятий добра (зла), долга, совести и чести и пр.
Формировать нравственность значит, воздействовать не только на убеждения человека, представления и понятия, но и обеспечивать практическую регуляцию поведения, отношения со средой.
Важную роль в формировании нравственности играют привычки, которые формируются и закрепляются, проходя через сознание
[241].
Нравственное воспитание — это сложный и многогранный процесс формирования у личности нравственных идеалов, чувств, понятий и убеждений, привычек нравственного поведения, осуществляемый под воздействием социальных институтов с
целью подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни, выполнения различных социальных ролей, т.е.
это введение объективных условий в субъективный мир личности на уровне сознания, чувств, поведения
[156; 158; 227].
Сутью нравственного воспитания, как самостоятельного вида воспитания, является развитие целостного морального сознания индивида, выработка единой системы нравственных качеств личности, реализуемых в её поведении, в то время как другие виды воспитания развивают и


[стр.,27]

контролируют лишь отдельные стороны нравственного сознания, определенную часть нравственных качеств личности.
Воспитание человека всегда направлено на формирование определенных ценностей, которые рассматриваются в качестве основ воспитания.
Именно ценности лежат в основе большинства сегодняшних концепций воспитания
[127; 136; 192].
Как писал Б.Г.
Ананьев «Воспитывать — это в значительной степени означает создавать систему взаимоотношений между людьми, которые порождают определенные отношения данной личности к другим людям, труду, обществу, самой себе.
Влияя на эти отношения, мы тем самым создаем основания для образования черт характера»
[14, 5].
В качестве самостоятельного направления нравственное воспитание развертывается на материале конкретной деятельности в форме
взаимоотношений живых людей, детерминированных реальными коллективами и социальными группами.
При этом различные виды деятельности выступают в качестве его предпосылок и условий.
Прогрессивная педагогика издавна признавала необходимость активной позиции личности в обучении и воспитании, которая регулируется целой системой поставленных перед личностью и усваиваемых ею социальных требований, важнейшее место среди которых принадлежит нравственности [27; 163; 176; 210; 226; 240; 244; 257; 263].
Основу нравственного воспитания личности составляет процесс формирования научного мировоззрения.
Мировоззрение содержит исходные ориентиры, нормы и идеалы деятельности людей, относящиеся ко всем способам овладения действительностью.
По мнению Л.И.
Рувинского, научная организация нравственного воспитания представляет собой раскрытие его процесса, который имеет своеобразный двусторонний характер, специфические движущие силы, логику и механизм усвоения нравственности [226].


[стр.,80]

Выводы по I главе Таким образом, проанализировав современные подходы к проблеме нравственного воспитания, изучив научную литературу по проблеме исследования, мы пришли к следующим выводам: 1.
Нравственное воспитание — это сложный и многогранный процесс формирования
нравственных идеалов личности, чувств, понятий и убеждений, привычек нравственного поведения.
Его сутью является развитие целостного морального сознания индивида, выработка единой системы нравственных качеств личности, реализуемых в её поведении.
2.
Основу нравственного воспитания личности составляет процесс формирования мировоззрения, который неразрывно связан с духовной жизнью общества, духовностью личности.
3.
Изучение опыта развития пенитенциарных систем в России и за рубежом позволяет сделать вывод о более низком развитии пенитенциарной системы в России, что обуславливает высокий рецидив: каждый четвертый, совершивший преступление, был судим ранее.
4.
Рассмотрение различных подходов к воспитательному процессу с осужденными позволяет констатировать отсутствие целостной системы в его осуществлении.
5.
Специфика воспитания нравственных качеств осужденных с помощью социально-культурной деятельности обусловлена: рядом ограничений деятельности осужденных, находящихся в пенитенциарных учреждениях: режимом, распорядком дня и пр.
наличием в пенитенциарных учреждениях досуга, как компонента всей исправительной системы, который должен иметь воспитательную, познавательную, информационно-просветительскую и культурно-рекреационную направленность; личностными особенностями, интересами, разным культурнообразовательном уровнем осужденных.

[Back]