Проверяемый текст
Исаева, Светлана Николаевна; Социально-культурные условия воспитания нравственных качеств впервые осужденных в пенитенциарных учреждениях (Диссертация 2006)
[стр. 32]

Социально-философский анализ нравственного воспитания базируется на принципах первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания, историзма, системного подхода, диалектической связи наследственных и социальных факторов, соотношении личности и коллектива, на личностно деятельностном подходе при исследовании процесса нравственного становления личности.
Опираясь на воззрения философов, Е.Н.

Степанов дает определение личностно ориентированного подхода, под которым он понимает методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности [192].
По мнению Л.И.Новиковой, существует семь групп отношений: отношения к предметному миру; отношения к миру живой и неживой
природы; отношения к обществу; отношения к себе; отношения к труду; отношения к другим людям; отношения к знаниям [150].
Нравственное воспитание должно быть ориентированно на формирование таких качеств личности, как созидательность, уважительность (отношение к предметному миру); благородство, честь, толерантность, коллективизм, взаимоуважение (отношение к другим людям); гуманизм, самокритичность, достоинство, ответственность (отношение к себе); целеустремленность, самоорганизованность, пытливость, познавательная активность (отношение к знаниям); трудолюбие, усердие, прилежание (отношение к труду); экологичность, восторженность, самоотождествление (отношение к миру живой и неживой природы); патриотизм, общественный долг, гуманизм (отношение к обществу).
Мораль наряду с искусством, наукой и религией составляет основу духовного мира личности, выступает важнейшим компонентом всей духовной культуры как средства саморазвития человека.

32
[стр. 29]

B.JI.
Марищука, В.А.
Мосолова, B.C.
Овчинникова, П.В.
Симонова, А.И.
Шедрика, Ф.Н.
Щербака и др.
В многочисленных исследованиях духовности по-разному трактуется её содержание.
В одних она рассматривается как совокупность форм и состояний духовных образований [65].
В других в виде конкретных форм психики индивидов, социальных групп, сознания вообще [291].
Третьи рассматривают духовность как сторону общественного сознания, выражающую направленность мыслей и действий людей, их общностей, общества в целом [276].
У четвертых духовность выступает как особая концентрация интеллектуальных сил человека, выработанная в процессе социального бытия [63].
Для нас важным является то, что в содержание духовности включается и сознание, и психика с её неосознаваемыми (подсознательными) элементами.
Социально-философский анализ нравственного воспитания базируется на принципах первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания, историзма, системного подхода, диалектической связи наследственных и социальных факторов, соотношении личности и коллектива, на личностно деятельностном подходе при исследовании процесса нравственного становления личности.
Опираясь на воззрения философов, Е.Н.

Степнов дает определение личностно ориентированного подхода, под которым он понимает методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности [251].
По мнению Л.И.Новиковой, существует семь групп отношений: отношения к предметному миру; отношения к миру живой и неживой


[стр.,30]

природы; отношения к обществу; отношения к себе; отношения к труду; отношения к другим людям; отношения к знаниям [181].
Нравственное воспитание должно быть ориентированно на формирование таких качеств личности, как созидательность, уважительность (отношение к предметному миру); благородство, честь, толерантность, коллективизм, взаимоуважение (отношение к другим людям); гуманизм, самокритичность, достоинство, ответственность (отношение к себе); целеустремленность, самоорганизованность, пытливость, познавательная активность (отношение к знаниям); трудолюбие, усердие, прилежание (отношение к труду); экологичность, восторженность, самоотождествление (отношение к миру живой и неживой природы); патриотизм, общественный долг, гуманизм (отношение к обществу).
Мораль наряду с искусством, наукой и религией составляет основу духовного мира личности, выступает важнейшим компонентом всей духовной культуры как средства саморазвития человека.

Существует множество определений морали.
Так, О.Г.
Дробницкий под моралью понимает установившиеся в исторически сложившейся системе общественных отношений нормы поведения, нравственность же это отражение этих норм в сознании и поведении каждого конкретного человека и один из основных способов регуляции действий человека в данном обществе [103].
По мнению Д.Ш.
Валеева, мораль характеризуется как нормативнооценочная система, отражающая, регулирующая и интегрирующая взаимодействия социума и человека через дихотомию добра и зла.
Содержанием морали выступает отношение к благу общественного целого, а целью гармония общественного и личного [65].
Таким образом, в понимании морали нет единства о ее сущности.
Наиболее плодотворным представляется подход к морали не только с позиции дихотомии: личное общественное, социальное индивидуальное, ценностное рациональное, а с позиции деятельности.

[Back]