Одним из важнейших понятий, включенных в методологию нашего исследования, следует признать категорию «нравственное сознание» [69]. Моральное сознание, в соответствии с известной схемой структуры общественного сознания, предложенной А.К.Уледовым, включает в свой состав обыденный и теоретический уровни сферы общественной психологии и идеологии, а также определенные состояния. По субъекту (носителю) нравственное сознание реально разделяется на индивидуальное, групповое (коллективное) и моральное сознание общества в целом (в ту или иную эпоху) [2 1 0 ]. На обыденном уровне моральное сознание представляет сплав чувств, житейских представлений о должном, добре и зле, добродетелях, пороках. Нравственное сознание в концентрированной форме представлено этикой — наукой о морали. Этика Древности и Средневековья строилась на основе нравственных поучений. Эта традиция в современной этике воплощена в специфической форме «морализаторства». Для цели нравственного воспитания высказывания классиков этической теории имеют определенный смыл в плане нравственного просвещения, но они мало что дают с точки зрения выработки технологий, приемов и методов воздействия на духовный мир личности, формирование положительного поведения. А между тем, любая, самая совершенная теория имеет смысл, если её можно использовать в прикладных целях. Так, H.A. Бердяев отмечал, говоря о задачах этики: «Отвлеченные априорные этики мало цены». И далее он совершенно справедливо указывал: «Этика должна быть не только теоретической, но и практической, т.е. призывать к нравственному преобразованию жизни» [24,125]. Основы нравственного сознания вырабатываются не только в лоне этики. Их источником служит также религия. Моральные нормы возрождаются сегодня благодаря религии, которая все более воспринимается как существенный элемент национальной культуры |
7. Честность (честность, правдивость, простота и скромность в общественной и личной жизни); 8. Взаимоуважение (взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей); 9. Непримиримость (непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности); Ю.Братство (нетерпимость к национальной и расовой неприязни). Нравственное отношение выражается через поступок. Поступок рядом авторов определяется как действие, совершаемое на основе сознательного выбора, при этом подчеркивается, что, поскольку человек обладает разумом и волей как предпосылками выбора, он ответственен за свой поступок, выделили две сферы морали моральное сознание и нравственная практика [291; 208]. Подробный анализ структуры поступка содержится в работе «Моральный поступок» Гумницкого Г.Н. Он выполнил философский анализ нравственных отношений, их связи с понятием нравственной деятельности. Одним из важнейших понятий, включенных в методологию нашего исследования, следует признать категорию «нравственное сознание» [97]. Учитывая важность нравственной деятельности учащихся подросткового возраста, диагностической значимости отдельных поступков, нами, при организации экспериментальной работы, основной акцент был сделан на включение обучающихся в различные формы деятельности, связанные с практическим освоением индивидуального опыта нравственных отношений/ Моральное (нравственное) сознание одна из форм общественного сознания, отражающая реальные нравственные отношения и нравственную практику общества, и включающая в свой состав представления о нравственно должном, об идеале и основных моральных ценностях. Моральное сознание, в соответствии с известной схемой структуры общественного сознания, предложенной А.К.Уледовым, включает в свой состав обыденный и теоретический уровни, сферу общественной психологии и идеологии, а также определенные состояния. По субъекту (носителю) нравственное сознание реально разделяется на индивидуальное, групповое (коллективное) и моральное сознание общества в целом (в ту или иную эпоху) [273]. Состояние нравственного сознания В.М. Хвостов оценивает, как пессимистическое и оптимистическое. В частности, он тонко подметил, что «пессимистическим мировоззрением является то мировоззрение, которое в отрицательном смысле решает вопрос о ценности бытия вообще или о ценности жизни в частности» [273]. На обыденном уровне моральное сознание представляет сплав чувств, житейских представлений о должном, добре и зле, добродетелях, пороках. Нравствешюе сознание в концентрированной форме представлено этикой — наукой о морали. Этика Древности и Средневековья строилась на основе нравственных поучений. Эта традиция в современной этике воплощена в специфической форме «морализаторства». Для цели нравственного воспитания высказывания классиков этической теории имеют определенный смыл в плане нравственного просвещения, но они мало, что дают с точки зрения выработки технологий, приемов и методов воздействия на духовный мир личности, формирование положительного поведения. А между тем, любая, самая совершенная теория имеет смысл, если её можно использовать в прикладных целях. Так, H.A. Бердяев отмечал, говоря о задачах этики: «Отвлеченные априорные этики мало цены». И далее он совершенно справедливо указывал: «Этика должна быть не только теоретической, но и практической, т.е. призывать к нравственному преобразованию жизни» [195, 25]. Основы нравственного сознания вырабатываются не только в лоне этики. Их источником служит также религия. Моральные нормы возрождаются сегодня благодаря религии, которая все более воспринимается как существенный элемент национальной культуры и воплощение нравственных общечеловеческих ценностей. Эта тенденция |