использования. В данном направлении нужна поддержка со стороны общественных сил и координация их действий, плановое начало. Необходимо привлечение всего творческого, созидательного потенциала людей; их участие в процессе обновления и развития общества; проявление заботы о молодом поколении; оказание помощи в плане их социализации, нравственного становления. Таким образом, изучение литературных источников по проблеме духовно-нравственного воспитания позволило нам прийти к следующим выводам: 1. Проблема духовно-нравственного воспитания является актуальной и рассматривается в разных научных областях. Накопленный теоретический и эмпирический материал в области социально-культурной деятельности в мировом сообществе во многом является идентичным. Практическое применение этих знаний и соответствующих технологий деятельности способствует формированию у подрастающего поколения духовнонравственных качеств и активного участия в жизни общества в дальнейшем. 2. Анализ философских этических взглядов на вопросы нравственности и духовности показал их динамику от идеалистической до морализаторской, а затем нравоучительной. 3. Понятие «духовность» понимается далеко не однозначно не только на бытовом, но и научном уровне. 4. Духовно-нравственное воспитание это сложный многогранный процесс формирования идеалов, чувств, понятий и убеждений, привычек нравственного поведения. Его сутью является развитие целостного морального сознания индивида, выработка единой системы нравственных качеств личности, реализуемых в поведении. |
Нравственность принадлежит к самым ранним формам общественной жизни. Она складывалась по мере того, как человек выходит из первобытного состояния, и осознал себя как члена определенного коллектива, свое отношение к другим. Нравственность, существовавшая в первобытном обществе в виде нравов и обычае, превращается в классовом обществе в сложную систему принципов, норм, оценок, поступков и мотивов, отражающих экономические, политические и идеологические потребности, интересы и цели определенного класса. Социально-экономические условия определяют содержание и направленность нравственного воздействия, критерии нравственной оценки, моральный смысл понятий добра (зла), долга, совести и чести и пр. Формировать нравственность значит, воздействовать не только на убеждения человека, представления и понятия, но и обеспечивать практическую регуляцию поведения, отношения со средой. Важную роль в формировании нравственности играют привычки, которые формируются и закрепляются, проходя через сознание [241]. Нравственное воспитание — это сложный и многогранный процесс формирования у личности нравственных идеалов, чувств, понятий и убеждений, привычек нравственного поведения, осуществляемый под воздействием социальных институтов с целью подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни, выполнения различных социальных ролей, т.е. это введение объективных условий в субъективный мир личности на уровне сознания, чувств, поведения [156; 158; 227]. Сутью нравственного воспитания, как самостоятельного вида воспитания, является развитие целостного морального сознания индивида, выработка единой системы нравственных качеств личности, реализуемых в её поведении, в то время как другие виды воспитания развивают и Проанализировав литературные источники по проблеме нравственного воспитания, мы выяснили: 1. Проблема нравственного воспитания является актуальной и рассматривается в разных научных областях. 2. Основу нравственного воспитания личности составляет процесс формирования научного мировоззрения. 3. Мировоззрение содержит исходные ориентиры, нормы и идеалы деятельности людей, относящиеся ко всем способам овладения действительностью. 4. Нравственное воспитание это сложный многогранный процесс формирования нравственных идеалов, чувств, понятий и убеждений, привычек нравственного поведения. Его сутью является развитие целостного морального сознания индивида, выработка единой системы нравственных качеств личности, реализуемых в ее поведении. 1.2. Предпосылки развития и современное состояние воспитательной работы в пенитенциарных системах России и за рубежом Мировая история развития пенитенциарных систем весьма разнообразна как по сути этих систем, так и по степени их развития, что обусловлено, прежде всего, уровнем развития конкретных государств, соблюдением ими общепринятых прав человека. Тюремная политика является одной из важнейших частей уголовной политики, которая, в свою очередь, тесно связана с общей политикой государства. По организации уголовно-исполнительной системы, условиям содержания осужденных, режиму в местах лишения свободы, составу осужденных можно судить о политическом и экономическом состоянии государства, уровню его цивилизованности в общепринятом понимании. По авторитетному мнению Н.И. Загородникова, уголовная политика является частью социальной политики [114, 9]. Выводы по I главе Таким образом, проанализировав современные подходы к проблеме нравственного воспитания, изучив научную литературу по проблеме исследования, мы пришли к следующим выводам: 1. Нравственное воспитание — это сложный и многогранный процесс формирования нравственных идеалов личности, чувств, понятий и убеждений, привычек нравственного поведения. Его сутью является развитие целостного морального сознания индивида, выработка единой системы нравственных качеств личности, реализуемых в её поведении. 2. Основу нравственного воспитания личности составляет процесс формирования мировоззрения, который неразрывно связан с духовной жизнью общества, духовностью личности. 3. Изучение опыта развития пенитенциарных систем в России и за рубежом позволяет сделать вывод о более низком развитии пенитенциарной системы в России, что обуславливает высокий рецидив: каждый четвертый, совершивший преступление, был судим ранее. 4. Рассмотрение различных подходов к воспитательному процессу с осужденными позволяет констатировать отсутствие целостной системы в его осуществлении. 5. Специфика воспитания нравственных качеств осужденных с помощью социально-культурной деятельности обусловлена: рядом ограничений деятельности осужденных, находящихся в пенитенциарных учреждениях: режимом, распорядком дня и пр. наличием в пенитенциарных учреждениях досуга, как компонента всей исправительной системы, который должен иметь воспитательную, познавательную, информационно-просветительскую и культурно-рекреационную направленность; личностными особенностями, интересами, разным культурнообразовательном уровнем осужденных. |