Третьим компонентом нравственного воспитания средствами и методами социально-культурной деятельности является воздействие на личность силой положительного примера. Четвертым компонентом системы нравственного воспитания в семье, учебном заведении, трудовом коллективе или любой другой ячейке общества выступает моральный климат. Формирование нравственной атмосферы, как правило, не планируется, ибо это не самоцель, а педагогическое условие, без реализации которого нет единого воспитательного процесса. Это еще раз предопределяет необходимость видеть нравственные аспекты любой социально-культурной акции, рассматривать любую сферу жизнедеятельности как комплексный институт формирования личности. В системе нравственного воспитания проявляется единство двух его сторон: объективной, отражающей нравственные требования, которые предъявляет к личности общество, и субъективной, в которой преломляется собственное отношение конкретного человека к обществу, труду, людям, духовным и материальным ценностям. Важнейшая задача социальнокультурной деятельности, равно как и всего воспитания, состоит в том, чтобы объективное нравственное требование стало субъективной нормой поведения личности, то есть объективные и субъективные начала воспитания практически совместились. Рассматривая социально-культурную деятельность как особый вид педагогической деятельности, в процессе которой ценности культуры обуславливают формирование качественно новых общественных отношений, H.H. Ярошенко предлагает следующее определение: «Социально-культурная деятельность должна пониматься как совокупность педагогических технологий, которые обеспечивают превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия, а также технологично определяют социализирующие воспитательные процессы» [235,46]. 52 |
Третьим компонентом нравственного воспитания средствами и методами социально-культурной деятельности является воздействие на личность силой положительного примера. Четвертым компонентом системы нравственного воспитания в семье, учебном заведении, трудовом коллективе или любой другой ячейке общества выступает моральный климат. Формирование нравственной атмосферы, как правило, не планируется, ибо это не самоцель, а педагогическое условие, без реализации которого нет единого воспитательного процесса. И это еще раз предопределяет необходимость видеть нравственные аспекты любой социально-культурной акции, рассматривать любую сферу жизнедеятельности как комплексный институт формирования личности. В системе нравственного воспитания проявляется единство двух его сторон: объективной, отражающей нравственные требования, которые предъявляет к личности общество, и субъективной, в которой преломляется собственное отношение конкретного человека к обществу, труду, людям, духовным и материальным ценностям. Важнейшая задача социальнокультурной деятельности, равно как и всего воспитания, состоит в том, чтобы объективное нравственное требование стало субъективной нормой поведения личности, то есть объективные и субъективные начала воспитания практически совместились. Решение этой задачи предполагает систему, в процессе которой формируются: нравственные убеждения; нравственные чувства; нравственные поступки, поведение. Будучи основой нравственного самосознания, убеждения отражают глубоко усвоенные знания, в истинности и бесспорности которых нет сомнений и которые человек готов отстаивать при любых обстоятельствах. В условиях неинституциональной социально-культурной деятельности нравственная убежденность наиболее ярко проявляется в том, что, не ощущая в свободное время факторы служебного или иного юридически |