взаимодействия, причинах и последствиях миграции, о конкуренции на рынке труда или культурной экспансии. Однако внешняя бесконфликтность не является поводом для недооценки значимости проблем межэтнического взаимодействия в регионе. Сегодня угрозу социально-политической стабильности представляют не межнациональные конфликты, а нарастающая социальнополитическая напряженность прямое следствие распространения ксенофобий и усиливающейся дискриминации меньшинств. Этнические процессы в республике Бурятии в 1990-е гг. испытали серьезное негативное влияние характера происходивших экономических преобразований. Важным фактором в стабильности межнациональных отношений служит то обстоятельство, что по официальным данным в РБ насчитывается около 10% смешанных семей. Это усложняет этническую самоидентификацию большой (около 90 тыс. чел.) группы населения. Исследование характера межнациональных отношений в республике на современном этапе позволяет сделать вывод о том, что он определяется, во-первых, традициями длительного совместного проживания крупнейших этнических групп русских и бурят, накопивших достаточно большой опыт взаимодействия. Другим фактором этнической стабильности является ассиметричность исторического характера их отношений. О процессе ассимиляции, обусловленном результатами урбанизации и достижениями в социально-экономической области, свидетельствует тот факт, что в 1983 г. 43% бурят были заняты умственным трудом против 36% в 1970 г. Процесс ликвидации неграмотности, приобщение к передовым видам индустриального и интеллектуального труда, все это привело к утрате доступа к духовным богатствам народа, сделало невозможным воспроизводство традиционной культуры. Отсюда и формирование маргинальных групп населения, характеризующихся утратой традиционной культуры. Косвенным подтверждением сказанного является неуклонный рост численности бурятского городского населения. 174 |
Определяющую роль в стабильности межнациональных отношений в республике на современном этапе играют традиции длительного совместного проживания крупнейших этнических групп русских и бурят, накопивших достаточно большой опыт взаимодействия. Важное значеi ние в этой связи имеют социально-психологические качества русского и бурятского народов, такие компоненты народных характеров, как сдержанность, терпимость, открытость, доброжелательное отношение к своим соседям. Непосредственным результатом длительного взаимодействия этносов, оказывающим значительное влияние на состояние межнациональных отношений в республике, являются смешанные и межнациональные браки. Так, по данным И.И. Осинского и Э.В, Гьтлыковой, 1970-1980-е гг. характеризуются активным ростом числа национально-смешанных браков. В Бурятии только за 1970-е гг. число таких браков, а, следовательно, семей, увеличилось в целом на 31 %: с 15097 (1970 г.) до 19804 (1979 г.). Среди городского населения этот прирост составил 51 %: с 9559 в 1970 г. до 14480 в 1979 г. [5] По данным проведенного ими в марте 2000 года анкетного исследования, 88,9 % респондентов горожанбурят указала, что их супруг или супруга лицо бурятской национальности. В сельской местности этот показатель равняется 91 %. Достоверность приведенных показателей подтверждают ответы респондентов русской национальности. Так, 12,1 % горожан-русских ответили, что их супруг или супруга —буряты. Аналогичный же ответ дали 9,5 % опрошенных селян.[6] Около 50 % населения республики положительно ответили на вопрос о наличии родственных связей с представителями других национальностей.[7] В этой связи интересные данные были получены в результате исследования материалов Республиканского архива ЗАГС, выполненного Г.С. Махаровой. Согласно ее данным, за последние двадцать лет про так и этногруппового самоутверждения. Именно двуязычие могло обеспечить их адаптацию в быстроменяющемся обществе.[20] В современных условиях, когда в республике существуют два государственных языка русский и бурятский, представители бурятского населения являются в своей основной массе добровольными билингвами. Русское население республики продолжает оставаться моноязычным, так как это не мешает их социализации. Данные социологических опросов показывают, что более 90 % лиц бурятской национальности хотели бы, чтобы их дети знали родной язык. 45,6 % русских также не против того, чтобы их дети изучали бурятский язык.[21] В то же время, распределение ответов на вопрос «Как Вы относитесь к двуязычию?» наглядно показало весьма слабое желание самих отвечающих русских быть двуязычными. Так, 47,8 % опрошенных считаI ют, что «каждый должен владеть языком своей национальности, остальными языками по желанию». И лишь 5,5 % опрошенных русских выразили мнение, что «каждый должен владеть языком своей национальности и титульной нации». Это свидетельствует о весьма слабой ориентации русского населения республики на двуязычие. [22] О процессе ассимиляции, обусловленном результатами урбанизации и достижениями в социально-экономической области свидетельствует и тот факт, что в 1989 г. 43 % бурят были заняты преимущественно умственным трудом против 36 % в 1970 г.[23] Процесс ликвидации неграмотности, в том числе неграмотности русского языка, а также приобщение к передовым видам индустриального и интеллектуального труда сопровождался утратой доступа к духовным богатствам народа и воспроизводства традиционной культуры. Результатом этого было формирование маргинальных групп населения от 158 люмпенизированных до высокоинтеллектуальных, характеризующихся ! утратой традиционной культуры. Косвенным подтверждением этого является неуклонный рост численности бурятского городского населения. К 1990-м г. в городах республики проживало 45 % общей численности бурят против 23 % в 1970-х г. Фактический рост составил 100 %, а в городе Улан-Удэ численность бурятского населения выросла за этот период в 2,5 раза.[24] Анализируя эти процессы, С.Д. Батомункуев отмечает, что в этих условиях бурятское население постепенно втягивалось в поле систематических государственных практик индустриального типа, практик по организации общественного труда, досуга, быта, обучения, профессионализации, информатизации и т.д. В этом поле активно формировалась соответствующая своим целям и императивам социальность унифицированная до некоторых пределов гражданская масса, вовлеченная в расширенное производство материальных, культурных и ментальных оснований индустриального общества; масса, индифферентная к родовой и этнической принадлежности людей. [25] Материалы социологических исследований отмечают снижение роли родственных связей, являющихся в прошлом определяющими в системе общественных отношений у бурят, в современной городской срсдс. Так, тесные связи с родственниками поддерживают 70,3 % городских и 76,9 % сельских бурят. Городские буряты больше, чем сельские отдагот предпочтение отношениям на основе единства ценностных ориентаций. Так, городские буряты чаще общаются с друзьями и знакомыми (52,1 %), коллегами и однокурсниками (15,3 %), чем сельские, у которых эти показатели равны 41,5 % и 8,3 % соответственно. [26] Указанные процессы способствовали появлению новых форм конструирования этнической идентичности в процессе отхода от традиционного общества. Одной из таких социокультурных форм современной практики отничности в условиях ускорения процессов урбанизации бу159 |