Проверяемый текст
Торгашин, Андрей Алексеевич; Социально-экономические и общественно-политические условия развития межнациональных отношений в Бурятии (Диссертация 2005)
[стр. 175]

Экономические процессы 1990-х гг.
способствовали кризису социального института культуры республики.

Негативные социальноэкономические процессы обусловили снижение культурных и духовных запросов и возможностей населения, что осложнило деятельность культурно-просветительских учреждений, а недостаточное бюджетное финансирование обусловило сокращение их числа.
Все это существенно препятствует выполнению программ культурного возрождения народов Бурятии.

В России на современном этапе развития экономическая миграция усиливает этническое неравенство и конкуренцию на рынке между коренными жителями и приезжими, готовыми работать почти бесплатно.
Обострение противоречий связано с разделом рынков в крупных городах между этническими сообществами, как правило, воспринимаемыми с негодованием со стороны местного населения.
Потенциальную угрозу конфликта несет размежевание предприятий мелкого бизнеса по этническому признаку: руководитель предприятия отдает предпочтение при приеме на работу представителям своей национальности.
Подобные проявления «мнимого национализма» являются следствием некоторых более глубинных процессов, связанных с этническим самосознанием и идентификацией личности.
Непосредственным результатом длительного взаимодействия этносов, оказывающим значительное влияние на состояние межнациональных отношений в республике, являются смешанные и межнациональные браки.
Так, по данным И.И.
Осинского и Э.В.

Гылыковой, 1970-1980-е годы характеризуются активным ростом числа национально-смешанных браков.
В Бурятии только за
1970-с годы число таких браков, а, следовательно, и семей, увеличилось в целом на 31 %: с 15097 (1970 г.) до 19804 (1979 г.).
Среди городского населения этот прирост составил 51 %: с 9559 в 1970 году до 14480 в 1979 году.8
175
[стр. 150]

Определяющую роль в стабильности межнациональных отношений в республике на современном этапе играют традиции длительного совместного проживания крупнейших этнических групп русских и бурят, накопивших достаточно большой опыт взаимодействия.
Важное значеi ние в этой связи имеют социально-психологические качества русского и бурятского народов, такие компоненты народных характеров, как сдержанность, терпимость, открытость, доброжелательное отношение к своим соседям.
Непосредственным результатом длительного взаимодействия этносов, оказывающим значительное влияние на состояние межнациональных отношений в республике, являются смешанные и межнациональные браки.
Так, по данным И.И.
Осинского и Э.В,
Гьтлыковой, 1970-1980-е гг.
характеризуются активным ростом числа национально-смешанных браков.
В Бурятии только за
1970-е гг.
число таких браков, а, следовательно, семей, увеличилось в целом на 31 %: с 15097 (1970 г.) до 19804 (1979 г.).
Среди городского населения этот прирост составил 51 %: с 9559 в 1970 г.
до 14480 в 1979 г.

[5] По данным проведенного ими в марте 2000 года анкетного исследования, 88,9 % респондентов горожанбурят указала, что их супруг или супруга лицо бурятской национальности.
В сельской местности этот показатель равняется 91 %.
Достоверность приведенных показателей подтверждают ответы респондентов русской национальности.
Так, 12,1 % горожан-русских ответили, что их супруг или супруга —буряты.
Аналогичный же ответ дали 9,5 % опрошенных селян.[6] Около 50 % населения республики положительно ответили на вопрос о наличии родственных связей с представителями других национальностей.[7] В этой связи интересные данные были получены в результате исследования материалов Республиканского архива ЗАГС, выполненного Г.С.
Махаровой.
Согласно ее данным, за последние двадцать лет про

[стр.,161]

разных народа: западные и восточные».
[27] Наличие субэтиических подразделений у бурят свидетельствует о незавершенности процесса этнической консолидации, что явилось одной из причин низкой политической активности бурятских национальных движений.
В свою очередь, это сыграло немаловажную роль в стабильности этнополитичсской ситуации в республике на протяжении 1990-х г.
По мнению Н.В.
Абаева, многонациональный народ Бурятии в настоящее время переживает переходную, причем завершающую, стадию формирования суперэтноса, хоть и количественно не очень крупного, но имеющего основные, присущие ему признаки: наличие субэтничсских подразделений разного порядка (консорции, конвиксии, социальные, этнические и этноконфессиопальные группы, сохраняющие связи с другими супсрэтносами прежде всего российским и монгольским, а если иметь ввиду этпогснетические корни, то с тюркским и тунгусоманьчжурским, разные расовые типы и т.д.).[28] Экономические процессы 1990-х гг.
способствовали кризису социального института культуры республики.

Если в 1990 г.
ассигнования на культурную деятельность в расчете на 1 жителя республики составили 23 рубля, что было в 2 раза ниже общероссийских показателей, то за десятилетие этот показатель, с учетом возрастающих ежегодных масштабов инфляции и финансово-бюджетного кризиса страны, фактически снизился в несколько раз.
[29] Негативные социально-экономические процессы обусловили снижение культурных и духовных запросов и возможностей населения, что осложнило деятельность культурнопросветительских учреждений, а недостаточное бюджетное финансирование обусловило сокращение их числа.
Все это существенно препятствует выполнению программ культурного возрождения народов Бурятии.

161

[Back]