управления народа самим собой, включение каждого в общественную жизнь; идею республиканизма с ее принципом выборности всех органов управления, не допускавших единовластия, наследственных монархий, деспотий, пожизненных сатрапий. Греки противопоставляли всем неправильным формам правления коллективность, краткосрочность магистратур, подотчетность, контролируемость должностных лиц. Аристотель и его ученики, конечно же, отдавали себе отчет в том, что все достоинства полиса существуют на фоне его недостатков: замкнутости, ограниченности демократии, неравенства всех граждан, элитарности политического процесса, разрыва между правом провозглашенным и правом реально существующим. Вес это нс может ни поколебать, ни приуменьшить вклада греков в политическую историю найденных политических форм и разработанных идей мировой цивилизации, методов и способов организации и контроля за общественными действиями и результатами этих действий. В основе регуляции социума, согласно Цицерону, лежит присущая природе справедливость. Причем справедливость эта понимается как вечное, неизменное и неотъемлемое свойство и природы в целом, и человеческой природы. Следовательно, под «природой» как источником справедливости и права (права по природе, естественного права) имеются в виду космос, весь окружающий человека физический и социальный мир, формы человеческого общения и общежития, а также само человеческое бытие, охватывающее его тело и душу, внешнюю и внутреннюю жизнь. Всей этой «природе» (в силу се божественного начала) присущи разум и законосообразность, определенный порядок. Именно данное духовное свойство природы (ее разумно-духовный аспект), а вовсе не ее предметный и телесно-материальный состав, занимающий подчиненное и второстепенное место (как тело по отношению к душе, чувственные части души по отношению к разумной ее части), и является подлинным источником и носителем естественного права. Цицерон дает такое развернутое определение естественного права: «Истинный закон 101 1 |
26 • идею культуры; только народ, имеющий более высокую культуру, основанную на нравственности и гуманных началах, может рассчитывать на выживание; • идею гражданственности, куда входили права и обязанности, ответственность, причастность к жизни всей общины, признание достоинства граждан; • идею демократии, впервые в истории представление о возможности управления народа самим собой, включение каждого в общественную жизнь; • идею республиканизма с ес принципом выборности всех органов управления, не допускавших единовластия, наследственных монархий, деспотий, пожизненных сатрапий. Греки противопоставляли всем неправильным формам правления коллективность, краткосрочность магистратур, подотчетность, контролируемость должностных лиц. Аристотель и его ученики, конечно же, отдавали себе отчет в том, что все достоинства полиса существуют на фоне его недостатков: замкнутости, ограниченности демократии, неравенства всех граждан, элитарности политического процесса, разрыва между нравом провозглашенным и правом реально существующим. Все это не может ни поколебать, ни приуменьшить вклада греков в политическую историю найденных политических форм и разработанных идей мировой цивилизации, методов и способов организации и контроля за общественными действиями и результатами этих действий. Современная культурология, политология, социология, государственноправовая паука стоят на иных рубежах, достигли иного уровня, но Аристотель и другие мыслители, обеспечили научное осмысление таких общечеловеческих, «вечных» проблем, как возникновение, существование и взаимодействие регулятивных механизмов социума, которые не только не 27 теряют свою актуальность спустя более двух тысяч лет, но и приобретают все большее значение в политическом и социально-культурном развитии человечества. Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. д.н.э.) знаменитый римский оратор, государственный деятель и мыслитель. В его обширном творчестве значительное внимание уделено проблемам государства и права. Специально эти вопросы освещены им в работах «О государстве» и «О законах». Целый ряд политико-правовых проблем он рассматривает и в других произведениях (например. «Об обязанностях»), а также в многочисленных политических и судебных речах. В основе регуляции социума, согласно Цицерону, лежит присущая природе справедливость. Причем справедливость эта понимается как вечное, неизменное и неотъемлемое свойство и природы в целом, и человеческой природы. Следовательно, под «природой» как источником справедливости и права (права по природе, естественного права) имеются в виду космос, весь окружающий человека физический и социальный мир, формы человеческого общения и общежития, а также само человеческое бытие, охватывающее его тело и душу, внешнюю и внутреннюю жизнь. Всей этой «природе» (в силу ее божественного начала) присущи разум и законосообразность, определенный порядок. Именно данное духовное свойство природы (ее разумно-духовный аспект), а вовсе не ее предметный и телесно-материальный состав, занимающий подчиненное и второстепенное место (как тело по отношению к душе, чувственные части души по отношению к разумной ее части), и является подлинным источником и носителем естественного права. Цицерон дает такое развернутое определение естественного права: «Истинный закон это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, |