Проверяемый текст
Прудникова Ольга Николаевна. Философский анализ нормативных механизмов регуляции социума (Диссертация 2002)
[стр. 103]

землевладельцев и раздача своим приверженцам и плебсу денег и имущества, отнятых у законных владельцев.
Естественное право (высший, истинный закон), согласно Цицерону, возникло «раньше, чем какой бы то ни было писаный закон, вернее, раньше, чем какое-либо государство вообще было основано».
Само государство (как «общий правопорядок») с его установлениями и законами (т.е.
положительным правом) является по своей сущности воплощением того, что по природе есть справедливость и право.
Отсюда вытекает требование, чтобы человеческие установления (политические учреждения, писаные законы и т.д.) соответствовали справедливости и благу, ибо последние не зависят от мнения и усмотрения людей.
Механизмы регуляции общества устанавливается природой, а не человеческими решениями и постановлениями.
«Если бы права устанавливались повелениями народов, решениями первенствующих людей, приговорами судей, пишет Цицерон, то существовало бы право разбойничать, право прелюбодействовать, право предъявлять подложные завещания, если бы права эти могли получать одобрение голосованием или
решением толпы»18.
Закон, устанавливаемый людьми, не может нарушить порядок в природе и создавать право из бесправия или благо из зла, честное из позорного.
Соответствие или несоответствие человеческих законов природе (и естественному праву) выступает как критерий и мерило их справедливости или несправедливости.
Законы, принимаемые в том или ином государстве, должны быть не только справедливыми, но и соответствовать установленному в нем строю, традициям и обычаям предков.

Свои общие представления о справедливых законах Цицерон конкретизирует в предлагаемых им проектах законов о религии и о магистрах.
Причем, подчеркивая универсальный характер этих законов, он
103 18 Там же, С.11.
[стр. 29]

29 землевладельцев и раздача своим приверженцам и плебсу денег и имущества, отнятых у законных владельцев.
Естественное право (высший, истинный закон), согласно Цицерону, возникло «раньше, чем какой бы то ни было писаный закон, вернее, раньше, чем какое-либо государство вообще было основано».
Само государство (как «общий правопорядок») с его установлениями и законами (т.е.
положительным правом) является по своей сущности воплощением того, что по природе есть справедливость и право.
Отсюда вытекает требование, чтобы человеческие установления (политические учреждения, писаные законы и т.д.) соответствовали справедливости и благу, ибо последние не зависят от мнения и усмотрения людей.
Механизмы регуляции общества устанавливается природой, а не человеческими решениями и постановлениями.
«Если бы права устанавливались повелениями народов, решениями первенствующих людей, приговорами судей, пишет Цицерон, то существовало бы право разбойничать, право прелюбодействовать, право предъявлять подложные завещания, если бы права эти могли получать одобрение голосованием или
I о решением толпы» .
Закон, устанавливаемый людьми, не может нарушить порядок в природе и создавать право из бесправия или благо из зла, честное из позорного.
Соответствие или несоответствие человеческих законов природе (и естественному праву) выступает как критерий и мерило их справедливости или несправедливости.
Законы, принимаемые в том или ином государстве, должны быть не только справедливыми, но и соответствоват ь установленному в нем строю, традициям и обычаям предков.

С.5.
,8^Леви X.
Введение в правовое мышление.
Пер.
с англ.
М.: Наука, 1995.


[стр.,30]

30 Свои общие представления о справедливых законах Цицерон конкретизирует в предлагаемых им проектах законов о религии и о магистрах.
Причем, подчеркивая универсальный характер этих законов, он
пишет: «Ведь мы издаем законы не для одного только римского народа, но и для всех народов, честных и стойких духом».
Творческое наследие Цицерона, в том числе и его учение о государстве и праве, оказало большое влияние на всю последующую человеческую культуру.
Его груды находились в центре внимания римских (стоиков, юристов, историков) и христианских (Лактанций, Августин и др.) авторов.
Пристальный интерес к его идеям проявляли мыслители эпохи Возрождения, а затем и французские просветители, видевшие в Цицероне великого республиканца, борца за свободу и справедливость.
Основными представителя римского стоицизма были Луций Анней Сенека (3 65), Эпиктет (50 138) и Марк Аврелий Антонин (121 180).
Их общетеоретические представления находились иод значительным влиянием философских, этических и политико-правовых концепций древнегреческих стоиков (Зенона, Хрисиппа, Панетия, Посидония и др.).
Творчество римских стоиков развивалось в условиях усилившегося кризиса ценностей прежней полисной идеологии, укрепления власти принцспсов и режима цезаризма, превращения Римской империи в мировую державу.
В этой обстановке римские стоики в еще большей мере, чем древнегреческие, склоняются к проповеди фатализма и политической пассивности, космополитизма и индивидуалистической этики нравственного самоусовершенствования, погружения в тайны внутреннего мира человека, его духовности.
Сенека отстаивал идею духовной свободы всех людей независимо от их общественного положения.
Объектом (и сферой) рабства может быть, согласно его представлениям, лишь телесная и чувственная, но не духовная и

[Back]