Проверяемый текст
Прудникова Ольга Николаевна. Философский анализ нормативных механизмов регуляции социума (Диссертация 2002)
[стр. 104]

пишет: «Ведь мы издаем законы не для одного только римского народа, но и для всех народов, честных и стойких духом».
Творческое наследие Цицерона, в том числе и его учение о государстве и праве, оказало большое влияние на всю последующую человеческую культуру.
Его
труды находились в центре внимания римских (стоиков, юристов, историков) и христианских (Лактанций, Августин и др.) авторов.
Пристальный интерес к его идеям проявляли мыслители эпохи Возрождения, а затем и французские просветители, видевшие в Цицероне великого республиканца, борца за свободу и справедливость.
Основными представителя римского стоицизма были Луций Анней Сенека (3 65), Эпиктет (50 138) и Марк Аврелий Антонин (121 180).
Их общетеоретические представления находились
под значительным влиянием философских, этических и политико-правовых концепций древнегреческих стоиков (Зенона, Хрисиппа, Панетия, Посидония и др.).
Творчество римских стоиков развивалось в условиях усилившегося кризиса ценностей прежней полисной идеологии, укрепления власти
принципов и режима цезаризма, превращения Римской империи в мировую державу.
В этой обстановке римские стоики в еще большей мере, чем древнегреческие, склоняются к.
проповеди фатализма и политической пассивности, космополитизма и индивидуалистической этики нравственного самоусовершенствования, погружения в тайны внутреннего мира человека, его духовности.
Сенека отстаивал идею духовной свободы всех людей независимо от их общественного положения.
Объектом (и сферой) рабства может быть, согласно его представлениям, лишь телесная и чувственная, но не духовная и
разумная часть человека.
Тот, кто думает, что рабство распространяется на его личность, замечает он, заблуждается: ее лучшая часть свободна от рабства.
Только тело подчинено и принадлежит господину, дух же сам себе господин.
Раб, согласно Сенеке, человек, равный по натуре другим людям, и ему присущи те же душевные качества, что и всем остальным.
Купля продажа
104
[стр. 30]

30 Свои общие представления о справедливых законах Цицерон конкретизирует в предлагаемых им проектах законов о религии и о магистрах.
Причем, подчеркивая универсальный характер этих законов, он пишет: «Ведь мы издаем законы не для одного только римского народа, но и для всех народов, честных и стойких духом».
Творческое наследие Цицерона, в том числе и его учение о государстве и праве, оказало большое влияние на всю последующую человеческую культуру.
Его
груды находились в центре внимания римских (стоиков, юристов, историков) и христианских (Лактанций, Августин и др.) авторов.
Пристальный интерес к его идеям проявляли мыслители эпохи Возрождения, а затем и французские просветители, видевшие в Цицероне великого республиканца, борца за свободу и справедливость.
Основными представителя римского стоицизма были Луций Анней Сенека (3 65), Эпиктет (50 138) и Марк Аврелий Антонин (121 180).
Их общетеоретические представления находились
иод значительным влиянием философских, этических и политико-правовых концепций древнегреческих стоиков (Зенона, Хрисиппа, Панетия, Посидония и др.).
Творчество римских стоиков развивалось в условиях усилившегося кризиса ценностей прежней полисной идеологии, укрепления власти
принцспсов и режима цезаризма, превращения Римской империи в мировую державу.
В этой обстановке римские стоики в еще большей мере, чем древнегреческие, склоняются к проповеди фатализма и политической пассивности, космополитизма и индивидуалистической этики нравственного самоусовершенствования, погружения в тайны внутреннего мира человека, его духовности.
Сенека отстаивал идею духовной свободы всех людей независимо от их общественного положения.
Объектом (и сферой) рабства может быть, согласно его представлениям, лишь телесная и чувственная, но не духовная и


[стр.,31]

31 разумная часть человека.
Тог, кто думает, что рабство распространяется на его личность, замечает он, заблуждается: се лучшая часть свободна от рабства.
Только тело подчинено и принадлежит господину, дух же сам себе господин.
Раб, согласно Сенеке, человек, равный по натуре другим людям, и ему присущи те же душевные качества, что и всем остальным.
Купля продажа
касается лишь тела раба, но не его свободного духа, неподвластного торговым сделкам.
Нс отвергая само рабство как социально-политический институт, Сенека вместе с тем отстаивает человеческое достоинство раба и призывает к гуманному обращению с ним как с духовно равным субъектом.
Все люди равны и в том смысле, что они сотоварищи по рабству, поскольку одинаково находятся во власти судьбы.
Л покажите мне, говори7 он, кто не рабствует в том или другом смысле! Этот вот раб похоти, тот корыстной жадности, а тот честолюбия ...
Нет рабства более позорного, чем рабство добровольное.
В духе воззрений греческих стоиков Сенека считает судьбу (или, что для него то же самое, бога, божественный дух, провидение, природу, мировое поле) причиной всех причин.
Идя своим невозвратным путем, закон судьбы совершает свое право.
Люди не в силах изменить мировые отношения, частью которых являются их собственные отношения, но могут лишь мужественно и стойко переносить развертывающиеся предначертания судьбы, отдаться воле законов природы.
Исходя из стоической идеи единства божественного и человеческого мира, Сенека заключает, что люди родные друг другу, члены единого тела, ведь природа сотворила всех людей из одной и той же материи и /для одних и тех же целей.
Высшее благо в разуме, который есть не что иное, как божественный дух, погруженный в тело человека.
И разумность делает

[Back]