Проверяемый текст
Прудникова Ольга Николаевна. Философский анализ нормативных механизмов регуляции социума (Диссертация 2002)
[стр. 105]

касается лишь тела раба, но не его свободного духа, неподвластного торговым сделкам.
Ые отвергая само рабство как социально-политический институт, Сенека вместе с тем отстаивает человеческое достоинство раба и призывает к гуманному обращению с ним как с духовно равным субъектом.
Все люди равны и в том смысле, что они сотоварищи по рабству, поскольку одинаково находятся во власти судьбы.

А покажите мне, говорил он, кто не рабствует в том или другом смысле! Этот вот раб похоти, тот -корыстной жадности, а тот честолюбия ...
Нет рабства более позорного, чем рабство добровольное.
В духе воззрений греческих стоиков Сенека считает судьбу (или, что для него то же самое, бога, божественный дух, провидение, природу, мировое поле) причиной всех причин.
Идя своим невозвратным путем, закон судьбы совершает свое право.
Люди не в силах изменить мировые отношения, частью которых являются их собственные отношения, но могут лишь мужественно и стойко'переносить развертывающиеся предначертания судьбы, отдаться воле1 законов природы.
Исходя из стоической идеи единства божественного и человеческого.
* мира, Сенека заключает, что люди родные друг другу, члены единого тела, ведь природа сотворила всех людей из одной и той же материи и для одних и .
тех же целей.
Высшее благо в разуме, который есть не что иное, как божественный дух, погруженный в тело человека.
И разумность делает
человека богоподобным.
Помимо разума, природа одарила человека еще и общительностью, лежащей в основе единства человеческого рода.
Благодаря разуму и общительности, люди в борьбе за существование достигли господства над животными, овладели природными стихиями и живут телесными сообществами..
В естественно-правовой концепции Сенеки неминуемый и божественный по своему характеру «закон судьбы» играет роль того права природы, которому подчинены все человеческие установления, в том числе государствои законы.
Причем само ее естественное право здесь выступает и как природный факт (порядок мироустройства и причинная цепь событий), и
105
[стр. 31]

31 разумная часть человека.
Тог, кто думает, что рабство распространяется на его личность, замечает он, заблуждается: се лучшая часть свободна от рабства.
Только тело подчинено и принадлежит господину, дух же сам себе господин.
Раб, согласно Сенеке, человек, равный по натуре другим людям, и ему присущи те же душевные качества, что и всем остальным.
Купля продажа касается лишь тела раба, но не его свободного духа, неподвластного торговым сделкам.
Нс отвергая само рабство как социально-политический институт, Сенека вместе с тем отстаивает человеческое достоинство раба и призывает к гуманному обращению с ним как с духовно равным субъектом.
Все люди равны и в том смысле, что они сотоварищи по рабству, поскольку одинаково находятся во власти судьбы.

Л покажите мне, говори7 он, кто не рабствует в том или другом смысле! Этот вот раб похоти, тот корыстной жадности, а тот честолюбия ...
Нет рабства более позорного, чем рабство добровольное.
В духе воззрений греческих стоиков Сенека считает судьбу (или, что для него то же самое, бога, божественный дух, провидение, природу, мировое поле) причиной всех причин.
Идя своим невозвратным путем, закон судьбы совершает свое право.
Люди не в силах изменить мировые отношения, частью которых являются их собственные отношения, но могут лишь мужественно и стойко переносить развертывающиеся предначертания судьбы, отдаться воле законов природы.
Исходя из стоической идеи единства божественного и человеческого мира, Сенека заключает, что люди родные друг другу, члены единого тела, ведь природа сотворила всех людей из одной и той же материи и /для одних и тех же целей.
Высшее благо в разуме, который есть не что иное, как божественный дух, погруженный в тело человека.
И разумность делает


[стр.,32]

32 человека богоподобным.
Помимо разума, природа одарила человека еще и общительностью, лежащей в основе единства человеческого рода.
Благодаря разуму и общительности, люди в борьбе за существование достигли господства над животными, овладели природными стихиями и живут телесными сообществами.
В естественно-правовой концепции Сенеки неминуемый и божественный по своему характеру «закон судьбы» играет роль того права природы, которому подчинены все человеческие установления, в том числе государство и законы.
Причем само ее естественное право здесь выступает и как природный факт (порядок мироустройства и причинная цепь событий), и
одновременно как необходимый императив разума.
Разум как факт и норма естественного порядка воплощен и в человеческом сообществе как части мирового целого.
Соответствие человеческих отношений божественному началу базируется на разуме: человеческий разум часть божественного духа.
Вселенная, согласно Сенеке, естественное государство со своим естественным правом, признание которых дело необходимое и разумное.
Членами этого государства по закону природы являются все люди, признают они этого или нет.
Что же касается отдельных государственных образований, то они случайны и значимы не для всего человеческого рода, а лишь для ограниченного числа людей.
«Мы, пишет Сенека, должны представить в своем воображении два государства: одно, которое включает в себя богов и людей, в нем взор наш не ограничен тем или иным уголком земли, границы нашего государства мы измеряем движением солнца, другое эго то, к которому нас приписала случайность.
Это второе может быть афинским или карфагенским или связано еще каким-либо городом, оно касается не всех людей, а только одной определенной группы их.
Есть люди, которые в одно и то же время служат и большому, и малому государству, есть такие, которые

[Back]