Проверяемый текст
Прудникова Ольга Николаевна. Философский анализ нормативных механизмов регуляции социума (Диссертация 2002)
[стр. 106]

одновременно как необходимый императив разума.
Разум как факт и норма естественного порядка воплощен и в человеческом сообществе как части мирового целого.
Соответствие человеческих отношений божественному началу базируется на разуме: человеческий разум часть божественного духа.
Вселенная, согласно Сенеке, естественное государство со своим естественным правом, признание которых дело необходимое и разумное.
Членами этого государства по закону природы являются все люди, признают они этого или нет.
Что же касается отдельных государственных образований, то они случайны и значимы не для всего человеческого рода, а лишь для ограниченного числа людей.
«Мы, пишет Сенека, должны представить в своем воображении два государства: одно, которое включает в себя богов и людей, в нем взор наш не
офаничен тем или иным уголком земли, границы нашего государства мы измеряем движением солнца, другое это то, к которому пас приписала случайность.
Это второе может быть афинским или карфагенским или связано еще каким-либо городом, оно касается не всех людей, а только одной определенной группы их.
Есть люди, которые в одно и то же время служат и большому, и малому государству, есть такие, которые
служат только большому, и такие, которые служат только малому»19 .
Этически наиболее ценными и безусловным, согласно концепции Сенеки, является «большое государство».
Разумность и, следовательно, понимание «закона судьбы» (естественного права, божественного духа) как раз и состоят в том, чтобы, противодействуя случаю (в том числе и случайной принадлежности к тому или иному «малому государству»), признать необходимость мировых законов и руководствоваться ими.
Эта этическая максима в равной мере значима как для отдельных людей, так и для сообществ (государств).
В самом начале средневековой эпохи диспут о взаимодействии естественного и позитивного права перешел в плоскость рассуждений о
19 Иконникова Г.И., Ляшенко В.П.
Основы философии права.
М.:ИНФРАМ.,
Весь мир, 2001.
С.
19.
106
[стр. 32]

32 человека богоподобным.
Помимо разума, природа одарила человека еще и общительностью, лежащей в основе единства человеческого рода.
Благодаря разуму и общительности, люди в борьбе за существование достигли господства над животными, овладели природными стихиями и живут телесными сообществами.
В естественно-правовой концепции Сенеки неминуемый и божественный по своему характеру «закон судьбы» играет роль того права природы, которому подчинены все человеческие установления, в том числе государство и законы.
Причем само ее естественное право здесь выступает и как природный факт (порядок мироустройства и причинная цепь событий), и одновременно как необходимый императив разума.
Разум как факт и норма естественного порядка воплощен и в человеческом сообществе как части мирового целого.
Соответствие человеческих отношений божественному началу базируется на разуме: человеческий разум часть божественного духа.
Вселенная, согласно Сенеке, естественное государство со своим естественным правом, признание которых дело необходимое и разумное.
Членами этого государства по закону природы являются все люди, признают они этого или нет.
Что же касается отдельных государственных образований, то они случайны и значимы не для всего человеческого рода, а лишь для ограниченного числа людей.
«Мы, пишет Сенека, должны представить в своем воображении два государства: одно, которое включает в себя богов и людей, в нем взор наш не
ограничен тем или иным уголком земли, границы нашего государства мы измеряем движением солнца, другое эго то, к которому нас приписала случайность.
Это второе может быть афинским или карфагенским или связано еще каким-либо городом, оно касается не всех людей, а только одной определенной группы их.
Есть люди, которые в одно и то же время служат и большому, и малому государству, есть такие, которые


[стр.,33]

33 служат только большому, и такие, которые служат только малому»19.
Этически наиболее ценными и безусловным, согласно концепции Сенеки, является «большое государство».
Разумность и, следовательно, понимание «закона судьбы» (естественного права, божественного духа) как раз и состоят в том, чтобы, противодействуя случаю (в том числе и случайной принадлежности к тому или иному «малому государству»), признать необходимость мировых законов и руководствоваться ими.
Эта этическая максима в равной мере значима как для отдельных людей, так и для сообществ (государств).
В самом начале средневековой эпохи диспут о взаимодействии естественного и позитивного права перешел в плоскость рассуждений о
божественном провидении и свободе воли человека, о решении вопроса, является ли Бог ответственным за зло? Формируют учения о троице и теодицее.
Подход Августина к ответу на вопрос о механизмах регуляции социума показателен для всей средневековой метафизики.
Автор трактата «О свободе воли» указывает на то, что во Вселенной есть порядок, а точнее иерархия бытия.
Порядок или иерархия появляется в отличиях между существованием, жизнью и пониманием.
Жить лучше, чем просто существовать, а понимать, т.е.
обладать разумом, лучше, чем просто жить.
Каждый человек, по мнению Августина, должен признавать такой порядок и по мере возможностей подчиняться ему, т.е.
выполнять определенные обязательства.
Факт существования порядка не отделим от обязательства, подчиняться ему.
Порядок, который мы наблюдаем во Вселенной, есть неизменный божественный закон.
В человеческом обществе он выражается в следующих принципах: лучший должен управлять худшим, низший должен подчиняться высшему.
19 Иконникова Г.И., Ляшенко В.П.
Основы философии права.
М.: ИНФРА

[Back]