Проверяемый текст
Прудникова Ольга Николаевна. Философский анализ нормативных механизмов регуляции социума (Диссертация 2002)
[стр. 107]

божественном провидении и свободе воли человека, о решении вопроса, является ли Бог ответственным за зло? Формируют учения о троице и теодицее.
Подход Августина к ответу на вопрос о механизмах регуляции социума показателен для всей средневековой метафизики.
Автор трактата «О свободе воли» указывает на то, что во Вселенной есть порядок, а точнее иерархия бытия.
Порядок или иерархия появляется в отличиях между существованием, жизнью и пониманием.
Жить лучше, чем просто существовать, а понимать,
т.с.
обладать разумом, лучше, чем просто жить.
Каждый человек, по мнению Августина, должен признавать такой порядок и по мере возможностей подчиняться ему, т.е.
выполнять определенные обязательства.
Факт существования порядка не отделим от обязательства, подчиняться ему.
Порядок, который мы наблюдаем во' Вселенной, есть неизменный божественный закон.
В человеческом обществе он выражается в следующих принципах: лучший должен управлять худшим, низший должен подчиняться высшему.

Вечным законом является веление разума соблюдать справедливость, т.е.
давать каждому то, что ему положено, определено его местом в естественной, иерархии.
Порядок Вселенной является тем критерием, с которым все должны сверяться.
Согласие большинства людей с тем, что справедливость заключается в получении каждым того, что ему полагается, свидетельствует об общем для всех нас знании этого вечного закона.
В человеческом существе также наблюдается иерархия.
В самом простом виде она представлена главенством разума над желанием.
Поскольку разум есть нечто высшее, чем желание, он должен быть выше желания.
Очевидно, что, когда желание подчиняется низшему наблюдается* полномасштабный кризис и утрата свободы, отступление от божественного провидения.
Правление желания, занявшего главенствующее положение, напоминает тиранию чувств и эмоций, таким образом, человек становится рабом желаний.
Рабство, происходящее из-за неподчинения вечному закону, описывается
107
[стр. 33]

33 служат только большому, и такие, которые служат только малому»19.
Этически наиболее ценными и безусловным, согласно концепции Сенеки, является «большое государство».
Разумность и, следовательно, понимание «закона судьбы» (естественного права, божественного духа) как раз и состоят в том, чтобы, противодействуя случаю (в том числе и случайной принадлежности к тому или иному «малому государству»), признать необходимость мировых законов и руководствоваться ими.
Эта этическая максима в равной мере значима как для отдельных людей, так и для сообществ (государств).
В самом начале средневековой эпохи диспут о взаимодействии естественного и позитивного права перешел в плоскость рассуждений о божественном провидении и свободе воли человека, о решении вопроса, является ли Бог ответственным за зло? Формируют учения о троице и теодицее.
Подход Августина к ответу на вопрос о механизмах регуляции социума показателен для всей средневековой метафизики.
Автор трактата «О свободе воли» указывает на то, что во Вселенной есть порядок, а точнее иерархия бытия.
Порядок или иерархия появляется в отличиях между существованием, жизнью и пониманием.
Жить лучше, чем просто существовать, а понимать,
т.е.
обладать разумом, лучше, чем просто жить.
Каждый человек, по мнению Августина, должен признавать такой порядок и по мере возможностей подчиняться ему, т.е.
выполнять определенные обязательства.
Факт существования порядка не отделим от обязательства, подчиняться ему.
Порядок, который мы наблюдаем во Вселенной, есть неизменный божественный закон.
В человеческом обществе он выражается в следующих принципах: лучший должен управлять худшим, низший должен подчиняться высшему.

19 Иконникова Г.И., Ляшенко В.П.
Основы философии права.
М.: ИНФРА

[стр.,34]

34 Вечным законом является веление разума соблюдать справедливость, т.е.
давать каждому то, что ему положено, определено его местом в естественной иерархии.
Порядок Вселенной является тем критерием, с которым все должны сверяться.
Согласие большинства людей с тем, что справедливость заключается в получении каждым того, что ему полагается, свидетельствует об общем для всех нас знании этого вечного закона.
В человеческом существе также наблюдается иерархия.
В самом простом виде она представлена главенством разума над желанием.
Поскольку разум есть нечто высшее, чем желание, он должен быть выше желания.
Очевидно, что, когда желание подчиняется низшему наблюдается полномасштабный кризис и утрата свободы, отступление от божественного провидения.
Правление желания, занявшего главенствующее положение, напоминает тиранию чувств и эмоций, таким образом, человек становится рабом желаний.
Рабство, происходящее из-за неподчинения вечному закону, описывается
Августином живым языком, напоминающим язык «исповеди».
(Итак, для того, чтобы я мог вкратце объяснить, насколько это возможно сделать словами, понятие вечного закона, соблюдение которого возложено на нас, (дам ему такое определение ): это такой закон, в соот ветствии с которым справедливо, чтобы все вещи находились в наиболее совершенном порядке ...
когда им (разумом) управляет страсть ...
и приводит в расстройство душу и всю жизнь человека различными противоположными порывами: то страхом, то желанием, то беспокойством, то пустой и ложной радостью, то сожалением о потере того, что было предметом любви, то стремлением приобрести то, чем не обладаешь, то болью полученного оскорбления, то пламенем мучения ...).
Этот язык адекватно выражает то, как происходило открытие им самим вечного закона через собственный опыт преодоления рабской зависимости от М, Весь Мир, 2001.С Л 9.

[Back]