Проверяемый текст
Прудникова Ольга Николаевна. Философский анализ нормативных механизмов регуляции социума (Диссертация 2002)
[стр. 111]

приемлемый компромисс, получивший свое литературное выражение в этюдах Локка «О правительстве».
Свои политические взгляды и установки Локк обосновывал при помощи философии истории, ядром которой были учения «О естественном праве» и «Общественном договоре».
По мнению Локка, изначально существовало естественное состояние людей, однако это
нс была Гоббсова «война всех против всех».
В этом состоянии царила взаимная доброжелательность, т.к.
каждому хватало плодов земли и воды и каждый мог накопить достаточную для него собственность.
Иначе говоря, частная собственность существовала задолго до установления государственной власти и независимо от ее возникновения.
Локковская конструкция «естественного права» это уже не просто система теоретических постулатов, предназначенная для объяснения преднайденного.
Это прямая декларация «неотчуждаемых., прав», совокупность которых мыслится как основной закон вновь учреждаемого (разумного) общественного строя.

На учение Локка прямо опирается конституционная практика североамериканских штатов, их знаменитые билли о правах.
Локк был первым в истории философии, участвовавшим в составлении первоучредительного государственного акта: по рекомендации
Шефсгбери он написал конституцию для Северной Каролины, которая в 1669 г.
была одобрена собранием народных представителей и вступила в силу.
Можно сказать, что достаточно широкие демократические слои доросли до адекватного понимания философско-правовых идей, и, с другой стороны, сама новаторская философия права развилась до такой степени, чтобы принять в себя ряд правосознательных запросов, стихийно вызревших в массовом движении 16-17 в.в.
Таким образом, учение Локка угадало и аналитически прояснило буржуазно-демократическую законодательную волю,
а эта последняя узнала себя самое в принципах локкианского «естественного права».
Обосновывающая учение об общественном договоре
111
[стр. 38]

38 приемлемый компромисс, получивший свое литературное выражение в этюдах Локка «О правительстве».
Свои политические взгляды и установки Локк обосновывал при помощи философии истории, ядром которой были учения «О естественном праве» и «Общественном договоре».
По мнению Локка, изначально существовало естественное состояние людей, однако это
не была Гоббсова «война всех против всех».
В этом состоянии царила взаимная доброжелательность, т.к.
каждому хватало плодов земли и воды и каждый мог накопить достаточную для него собственность.
Иначе говоря, частная собственность существовала задолго до установления государственной власти и независимо от ее возникновения.
Локковская конструкция «естественного права» это уже не просто система теоретических постулатов, предназначенная для объяснения преднайденного.
Это прямая декларация «неотчуждаемых прав», совокупность которых мыслится как основной закон вновь учреждаемого (разумного) общественного строя.

Па учение Локка прямо опирается конституционная практика североамериканских штатов, их знаменитые билли о правах.
Локк был первым в истории философии, участвовавшим в составлении первоучредительного государственного акта: по рекомендации
Шефстбери он написал конституцию для Северной Каролины, которая в 1669 г.
была одобрена собранием народных представителей и вступила в силу.
Можно сказать, что достаточно широкие демократические слои доросли до адекватного понимания философско-правовых идей, и, с другой стороны, сама новаторская философия права развилась до такой степени, чтобы принять в себя ряд правосознательных запросов, стихийно вызревших в массовом движении 16-17 в.в.
Таким образом, учение Локка угадало и аналитически прояснило буржуазно-демократическую законодательную волю,


[стр.,39]

39 а эта последняя узнала себя самое в принципах локкианского «естественного права».
Обосновывающая учение об общественном договоре
теория естественного права содержалась в незавершенном наброске «Опытов о законе природы».
И хотя теория Локка в начале 60-х годов еще не сложилась, уже видна ее связь с его философско-историческими построениями: никаких политико-моральных врожденных идей (знаний) нет, но опыт направляет мысли людей на открытие их прирожденных прав, возможностей и обязанностей.
В этой не опубликованной при жизни философа работе свободная воля господа как источник благочестивых социально значимых моральных предписаний как бы конкурирует с необходимо возникшим естественным законом самосохранения, который с благочестием не имеет ничего общего и связывается с ним только искусственно.
Эта двойственность преодолевается победой закона природы, и, хотя в «Двух трактатах о государственном правлении» к «закону природы и разума» добавляется изредка ссылка и на его божественную санкцию, она уже не имеет здесь ровно никакого содержательного значения; требования человеческой природы диктуют все.
«Основной целью вступления людей в общество является стремление мирно и безопасно пользоваться своей собственностью,а сновным орудием и средством для этого служат законы, установленные в этом обществе; первым и основным позитивным законом всех государств является установление законодательной власти; точно так же первым и основным естественным законом, которому должна подчиниться сама законодательная 20 власть, является сохранение общества и каждого члена общества»" .Из анализа соотношения естественного и общественных состояний в философии истории Локка видно, что, в отличие от Гоббса, он считает, что общество сложилось или складывалось до появления государства, государство же призвано не 20 Локк Дж.
Два трактата о правлении // Локк Дж.
Соч.
в 3-х т.
М.: Мысль,

[Back]