извращает законы или вообще не считаетсяс ними, например, отнимая собственность граждан и произвольно ею распоряжаясь, то подданные вправе расторгнуть соглашение с правительством и, используя право на самозащиту, подняться на насильственную революцию. Именно в этот кратковременный период народ реально использует свой суверенитет. ТаЬи1а газа, изначальное равенство детей в смысле отсутствия у них знаний, служит предпосылкой первоначального естественного равенства, а постепенное развитие разных, а следовательно, и неравных их способностей и задатков^ в том числе трудолюбия, является причиной того, что в последующей истории действуют люди с самыми разными возможностями и перспективами. « ... Различные степени прилежания способствовали' тому, что люди приобретали имущество различных размеров ... изобретение денег дало им возможность накапливать и увеличивать его»21. Одни стали богатыми и влиятельными, и именно они более всего заинтересованы были в создании государственности. Говоря о живом субъекте правопорядка, Локк всегда имеет-в виду изолированного индивида, ищущего частной выгоды. Да и социальная жизнь вообще рисуется ему, прежде всего, как сеть меновых отношений, в которые вступают простые товаровладельцы, лично свободные собственники своих сил и имуществ. «Естественное состояние», каким оно изображено во втором локковском трактате о государственном правлении, это, прежде всего, состояние «честной» конкуренции, основанной на взаимопризнании. Соответственно «естественный закон» (правило общежития) понимается Локком как требование равноиартнерства. Равенство и свобода, которые входят в локковскую трактовку «естественного закона», это то равенство и свобода, которые предполагаютсяобщим социальным смыслом более или менее развитого товарно-менового 113 2! Там же, С.217 |
40 ограничивать социальную свободу и инициативу, а гарантировать их. Верховным сувереном в государстве является не правительство, а нация. Вели правительство (правитель) поступает вопреки действующему праву и извращает законы или вообще не считается с ними, например, отнимая собственность граждан и произвольно ею распоряжаясь, то подданные вправе расторг нуть соглашение с правительством и, используя право на самозащиту, подняться на насильственную революцию. Именно в этот кратковременный период народ реально использует свой суверенитет. ТаЫЛа газа, изначальное равенство детей в смысле отсутствия у них знаний, служит предпосылкой первоначального естественного равенства, а постепенное развитие разных, а следовательно, и неравных их способностей и задатков, в том числе трудолюбия, является причиной того, что в последующей истории действуют люди с самыми разными возможностями и перспективами. « ... Различные степени прилежания способствовали тому, что люди приобретали имущество различных размеров ... изобретение денег дало им возможность накапливать и увеличивать его»21. Одни стали богатыми и влиятельными, и именно они более всего заинтересованы были в создании государственности. Говоря о живом субъекте правопорядка, Локк всегда имеет в виду изолированного индивида, ищущего частной выгоды. Да и социальная жизнь вообще рисуется ему, прежде всего, как сеть меновых отношений, в которые вступают простые товаровладельцы, лично свободные собственники своих сил и имущссгв. «Естественное состояние», каким оно изображено во втором локковском трактате о государственном правлении, это, прежде всего, состояние «честной» конкуренции, основанной на взаимопризнании. 1988. Т.З. С. 172-173. л Локк Дж. Два трактата о правлении // Локк Дж. Соч. в 3-х т. М.: Мысль, 1988.-Т.З.-С.217. роесийсЕлн государстъе;шлй ., БИБЛИОТЕКА Соответственно «естественный закон» (правило общежития) понимается Локком как требование равнопар ч нерства. Равенство и свобода, которые входят в локковскую трактовку «естественного закона», это то равенство и свобода, которые предполагаются общим социальным смыслом более или менее развитого товарно-менового отношения. Равенство, как его трактует Локк, вовсе не имеет в виду природного единообразия индивидов и не содержит в себе запроса на их превентивное уравнивание по способностям, силам и имуществам. Речь идет о равенстве возможностей и притязаний. Суть его сводится к тому, что ни один из индивидов, сколь бы скудным ни было его естественное достояние (его интеллектуальные и физические силы, его умения и благоприобретения), не может быть исключен из конкуренции, отторгнут из свободного обмена благами и услугами. Или: все люди независимо от их естественного неравенства раз и навсегда должны признаны экономически самостоятельными субъектами, находящимися в отношении добровольного взаимоиспользования. Парадоксальная идея равенства без уравнивания, равенства, допускающего и, более того, оберегающего и стимулирующего естественное несходство людей, одна из основных тем в политико-юридических учениях философов-новаторов. На английской почве она впервые намечается у Гоббса, затем через Локка переходит к классику политической экономии Адаму Смиту. В трактате «О гражданстве» Гоббс говорит: ... каждый должен представлять собой выгоду для остальных. Для того чтобы понять это, нужно обратить внимание на то, что при образовании обществ среди людей наблюдаются различия в способностях. Локк подхватывает эту формулу и акцентирует се собственно правовое содержание: возможности, которые |