отношения. Равенство, как его трактует Локк, вовсе не имеет в виду природного единообразия индивидов и не содержит в себе запроса на их превентивное уравнивание по способностям, силам и имуществам. Речь идет о равенстве возможностей и притязаний. Суть его сводится к тому, что ни один из индивидов, сколь бы скудным ни было его естественное достояние (его интеллектуальные и физические силы, его умения и благоприобретения), не может быть исключен из конкуренции, отторгнут из свободного обмена благамии услугами. Или: все люди независимо от их естественного неравенства раз и навсегда должны признаны экономически самостоятельными субъектами, находящимися в отношении добровольного взаимоиспользоваиия. Парадоксальная идея равенства без уравнивания, равенства, допускающего и, более того, оберегающего и стимулирующего естественное несходство людей, одна из основных тем в политико-юридических учениях философов-новаторов. Ыа английской почве она впервые намечается у Гоббса, затем через Локка переходит к классику политической экономии Адаму Смиту. В трактате «О гражданстве» Гоббс говорит: ... каэ/сдый. должен представлять собой выгоду для остальных. Для того чтобы понять это, нужно обратить внимание на то, что при образовании обществ среди людей наблюдаются различия в способностях. Локк подхватывает эту формулу и акцентируег ее собственно правовое содержание: возможности, которые государство предоставляет для реализации естественных различий и неравенств, есть, как ни парадоксально на первый взгляд, лучшее средство для устранения неестественных привилегий, т.е. такого политического состояния, при котором знатные и сильные обладают исключительным правом на экономическую и личную независимость. В «Трактате о государственном правлении» Локк формулирует три основных прирожденных права личности, которые индивиды признают друг за другом в «естественном состоянии» и которые затем гарантируются самим 114 |
роесийсЕлн государстъе;шлй ., БИБЛИОТЕКА Соответственно «естественный закон» (правило общежития) понимается Локком как требование равнопар ч нерства. Равенство и свобода, которые входят в локковскую трактовку «естественного закона», это то равенство и свобода, которые предполагаются общим социальным смыслом более или менее развитого товарно-менового отношения. Равенство, как его трактует Локк, вовсе не имеет в виду природного единообразия индивидов и не содержит в себе запроса на их превентивное уравнивание по способностям, силам и имуществам. Речь идет о равенстве возможностей и притязаний. Суть его сводится к тому, что ни один из индивидов, сколь бы скудным ни было его естественное достояние (его интеллектуальные и физические силы, его умения и благоприобретения), не может быть исключен из конкуренции, отторгнут из свободного обмена благами и услугами. Или: все люди независимо от их естественного неравенства раз и навсегда должны признаны экономически самостоятельными субъектами, находящимися в отношении добровольного взаимоиспользования. Парадоксальная идея равенства без уравнивания, равенства, допускающего и, более того, оберегающего и стимулирующего естественное несходство людей, одна из основных тем в политико-юридических учениях философов-новаторов. На английской почве она впервые намечается у Гоббса, затем через Локка переходит к классику политической экономии Адаму Смиту. В трактате «О гражданстве» Гоббс говорит: ... каждый должен представлять собой выгоду для остальных. Для того чтобы понять это, нужно обратить внимание на то, что при образовании обществ среди людей наблюдаются различия в способностях. Локк подхватывает эту формулу и акцентирует се собственно правовое содержание: возможности, которые 42 государство предоставляет для реализации естественных различий и неравенс тв, есть, как ни парадоксально на первый взгляд, лучшее средство для устранения неестественных привилегий, т.е. такого политического состояния, при котором знатные и сильные обладают исключительным правом на экономическую и личную независимость. В «Трактате о государственном правлении» Локк формулирует три основных прирожденных права личности, которые индивиды признают друг за другом в «естественном состоянии» и которые затем гарантируются самим государством: это право на жизнь, свободу и собственность (Нуез, НЬегПез апб езШез). Эти три права образуют конституционный базис правового порядка и впервые делают возможным законодательство, не стесняющее, а эмансипирующее по своему основному смыслу, законодательство, сама возможность которого была нс представима для традиционного юридического мышления. Локк пишет: «Целью закона является не ограничение, а сохранение и расширение свободы. Она представляет собою свободу человека располагать и распоряжаться как угодно своей личностью, своими действиями ... и всей своей собственностью »^2. Тройственная правовая формула Локка вошла во многие раннебуржуазные конституции и явилась «клеточкой», из которой развилось более дифференцированное содержание «прав человека и 1ражданина». В трактате Локка право на свободу, право на жизнь и на собственность не выступают как внешние друг другу, рядоположенные принципы. Они представляют собой элементарную систему прав, где норма с необходимостью отсылает к другой. В конечном итоге речь идет об одном: о признании людей полноценными «субъектами обмена», независимыми товаровладельцами, «воля которых пронизывает их товары». |