118 порождающих их факторы и причины. Сбой подход Монтескье характеризовал следующим образом: « ... Я начал с изучения людей и нашел, что нее бесконечное разнообразие их законов и нравов не вызвано единственно произволом их фантазию. Я установил общие начала и увидел, что частные случаи как бы сами собою подчиняются им, что история каждого народа вытекает из них как следствие и всякий частный закон связан с другим законом или зависит от другого, более общего закона»23 Закономерное в тех или иных отношениях (т.е. закон, правило соответствующих отношений) означает, согласно Монтескье, разумное и необходимое, противопоставляемое им случайному, произвольному фатальному (слепой судьбе). Закон, по Монтескье, как раз и выражает момент определяемосги, обусловленности и пронизанности тех или иных отношений разумным началом, т.е. присутствие разумного (и необходимого) в этих отношениях. Общим понятием закона охватываются все законы, как неизменные, действующие в мире физическом, так и изменчивые, действующие в мире разумных существ. Как существо физическое, человек, подобно всем другим природным телам, управляется неизменными естественными законами, но как существо разумное и действующее по собственным побуждениям, человек (в силу неизбежной ограниченности разума, способности заблуждаться, подверженности влиянию страстей и т.д.) беспрестанно нарушает как эти вечные законы природы, так и изменчивые человеческие законы. Применительно к человеку' законы природы (естественные) трактуются Монтескье как законы, которые вытекают «единственно из устройства нашего существа». К естественным законам, по которым человек жил в естественном (доброжелательном) состоянии, он относит следующие свойства человеческой природы: стремление к миру, к добыванию себе пищи, к отношению с людьми на основе взаимной просьбы, желание жить в обществе. 23 Монтескье. О духе законов // Монтескье. Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1959. С. 167 |
45 находились проблемы философии, этики, социологии, религии, политической экономии, естественных наук, искусства и литературы. Тремя основными его произведениями являются «Персидские письма» (1721), «Размышления о причинах величия и падения римлян» (1734) и, наконец, итог двадцатилетнего труда трактат «О духе законов» (1748), где гуманистическая и просветительская позиция Монтескье представлена развернуто и последовательно. Это произведение, сделавшее Монтескье одним из авторитетных классиков во всемирной истории политической и правовой мысли, было встречено идеологами тогдашнего абсолютизма и церкви жестокой критикой и сразу же внесено в черные списки «Индекса запрещенных книг». Монтескье достойно встретил атаку реакционных сил и блестяще ответил им в своей «Защите «О духе законов» (1750). Главная тема всей политико-правовой теории Монтескье и основная ценность, отстаиваемая в ней, политическая свобода. К числу необходимых условий обеспечения этой свободы относятся справедливые законы и принадлежащая организация государственности. В поисках «духа законов», т.е. закономерного в законах, он опирался на рационалистические представления о разумной природе человека, природе вещей и т.д. и стремился постигнуть логику исторически изменчивых позитивных законов, порождающих их факторы и причины. Свой подход Монтескье характеризовал следующим образом: « ... Я начал с изучения людей и нашел, что все бесконечное разнообразие их законов и нравов не вызвано единственно произволом их фантазию. Я установил общие начала и увидел, что частные случаи как бы сами собою подчиняются им, что история каждого народа вытекает из них как следствие 46 и всякий частный закон связан с другим законом или зависит от другого, более общего закона» ‘. Закономерное в тех или иных отношениях (т.е. закон, правило соответствующих отношений) означает, согласно Монтескье, разумное и необходимое, противопоставляемое им случайному, произвольному фатальному (слепой судьбе). Закон, по Монтескье, как раз и выражает момент определяемости, обусловленности и пронизанности тех или иных отношений разумным начатом, т.е. присутствие разумного (и необходимого) в этих отношениях. Общим понятием закона охватываются все законы, как неизменные, действующие в мире физическом, так и изменчивые, действующие в мире разумных существ. Как существо физическое, человек, подобно всем другим природным телам, управляется неизменными естественными законами, но как существо разумное и действующее по собственным побуждениям, человек (в силу неизбежной ограниченности разума, способности заблуждаться, подверженности влиянию страстей и т.д.) беспрестанно нарушает как эти вечные законы природы, пак и изменчивые человеческие законы. Применительно к человеку законы природы (естественные) трактуются Монтескье как законы, которые вытекают «единственно из устройства нашего существа». К естественным законам, по которым человек жил в естественном (доброжелательном) состоянии, он относит следующие свойства человеческой природы: стремление к миру, к добыванию себе пищи, к отношению с людьми на основе взаимной просьбы, желание жить в обществе. Монтескье специально отмечал неправоту Гоббса, приписывавшего людям изначальную агрессивность и желание властвовать друг над другом. 11апротив, человек, по Монтескье, вначале слаб, крайне боязлив и стремится к равенству и миру с другими. Кроме того, идея власти и господства настолько 23 Монтескье. О духе законов // Монтескье. Избранные Произведения. М.: |