Проверяемый текст
Прудникова Ольга Николаевна. Философский анализ нормативных механизмов регуляции социума (Диссертация 2002)
[стр. 119]

119 Монтескье специально отмечал неправоту Гоббса, приписывавшего людям изначальную агрессивность и желание властвовать друг над другом.
Напротив, человек, по Монтескье, вначале слаб, крайне боязлив и стремится к равенству и миру с другими.
Кроме того, идея власти и господства настолько
сложна и зависит от такого множества других идей, что не может быть первой во времени идеей человека.
Но, как только люди соединяются в обществе, они утрачивают сознание своей слабости.
Исчезает существовавшее между ними равенство, начинаются войны двоякого рода между отдельными лицами и между народами.
«Появление этих двух видов войны, писал Монтескье, побуждает установить законы между людьми»24.
Появляются законы, определяющие отношения между народами (международное право); законы, определяющие отношения между правителями и управляемыми (политическое право); законы, которые определяют отношения всех граждан между собой (гражданское право).
Потребность людей, живущих в обществе, в общих законах обуславливает, согласно Монтескье, необходимость образования государства: «Общество не может существовать без правительства».
Соединение всех отдельных сил образует то, что называется политическим ..состоянием (государством).
Такое соединение силы отдельных людей предполагает наличие уже единства их воли, т.е.
гражданское состояние.
Положительный (человеческий) закон предполагает объективный характер справедливости и справедливых отношений.
Справедливость предшествует положительному
закону, а не впервые им создается.
«Законам, созданным людьми, должна быть, подчеркивает Монтескье, предшествовать возможность справедливых отношений.

Говорить, что вне того, что предписано или запрещено положительным законом, нет ничего ни
справедливого, ни несправедливого, значит утверждать, что до того, как был начертан круг, его радиусы не были равны 2-1 Там же, С.217.
[стр. 46]

46 и всякий частный закон связан с другим законом или зависит от другого, более общего закона» ‘.
Закономерное в тех или иных отношениях (т.е.
закон, правило соответствующих отношений) означает, согласно Монтескье, разумное и необходимое, противопоставляемое им случайному, произвольному фатальному (слепой судьбе).
Закон, по Монтескье, как раз и выражает момент определяемости, обусловленности и пронизанности тех или иных отношений разумным начатом, т.е.
присутствие разумного (и необходимого) в этих отношениях.
Общим понятием закона охватываются все законы, как неизменные, действующие в мире физическом, так и изменчивые, действующие в мире разумных существ.
Как существо физическое, человек, подобно всем другим природным телам, управляется неизменными естественными законами, но как существо разумное и действующее по собственным побуждениям, человек (в силу неизбежной ограниченности разума, способности заблуждаться, подверженности влиянию страстей и т.д.) беспрестанно нарушает как эти вечные законы природы, пак и изменчивые человеческие законы.
Применительно к человеку законы природы (естественные) трактуются Монтескье как законы, которые вытекают «единственно из устройства нашего существа».
К естественным законам, по которым человек жил в естественном (доброжелательном) состоянии, он относит следующие свойства человеческой природы: стремление к миру, к добыванию себе пищи, к отношению с людьми на основе взаимной просьбы, желание жить в обществе.
Монтескье специально отмечал неправоту Гоббса, приписывавшего людям изначальную агрессивность и желание властвовать друг над другом.

11апротив, человек, по Монтескье, вначале слаб, крайне боязлив и стремится к равенству и миру с другими.
Кроме того, идея власти и господства настолько
23 Монтескье.
О духе законов // Монтескье.
Избранные Произведения.
М.:

[стр.,47]

47 сложна и зависит от такого множества других идей, что не может быть первой во времени идеей человека.
Но, как только люди соединяются в обществе, они утрачивают сознание своей слабости.
Исчезает существовавшее между ними равенство, начинаются войны двоякого рода между отдельными лицами и между народами.
«Появление этих двух видов войны, писал Монтескье, побуждает установить законы между людьми»24.
Появляются законы, определяющие отношения между народами (международное право); законы, определяющие отношения между правителями и управляемыми (политическое право); законы, которые определяют отношения всех граждан между собой (гражданское право).
Потребность людей, живущих в обществе, в общих законах обуславливает, согласно Монтескье, необходимость образования государства: «Общество не может существовать без правительства».
Соединение всех отдельных сил образует то, что называется политическим состоянием (государством).
Такое соединение силы отдельных людей предполагает наличие уже единства их воли, т.е.
гражданское состояние.
Положительный (человеческий) закон предполагает объективный характер справедливости и справедливых отношений.
Справедливость предшествует положительному
закон}’, а не впервые им создается.
«Законам, созданным людьми, должна быть, подчеркивает Монтескье, предшествовать возможность справедливых отношений.

Госполитиздат, 1959.
С.
167.
“4 Монтескье.
О духе законов // Монтескье.
Избранные произведения.
М.: Г осполитиздат, 1959.
С.217.


[стр.,48]

48 Говорить, что вне того, что предписано или запрещено положительным законом, нет ничего ни справе,'цливого, ни несправедливого, значит утверждать, что до того, как был начертан круг, его радиусы не были равны между собою»25.
Закон вообще это, по Монтескье человеческий разум, управляющий всеми людьми.
Поэтому «политические и гражданские законы каждого народа должны быть не более как частными случаями приложения этого разума.
В процессе реализации такого подхода Монтескье исследует факторы, образующие в своей совокупности дух законов, т.е.
то, что определяет разумность, правомерность, законность и справедливость требований положительного закона.
Перечисляя необходимые отношения, порождающие закон, (т.е.
законообразующие отношения и факторы), Монтескье, прежде всего, обращает внимание на характер и свойства народа, которым должен соответствовать закон, устанавливаемый для данного парода.
Кстати говоря, также и правительство, соответствующее этим требованиям, расценивается им как наиболее сообразное с природой вещей.
Отсюда вытекает и общий вывод о том, что лишь в чрезвычайно редких случаях законы одного народа могут оказаться пригодными также и для другого народа.
Далее Монтескье отмечает необходимость соответствия положительных законов природе и принципам установленного правительства (т.е.
форме правления), и географическим факторам и физическим свойствам страны, ее положению и размерам, ее климату (холодному', жаркому или умеренному, качеству почвы, образу жизни населения: земледельцев, охотников, торговце и т.д.), его численности, богатству, склонностям, нравам и обычаям и т.д.
Специальное внимание уделяется необходимости учета взаимосвязанности 25 Монтескье.
О духе законов // Монтескье.
Избранные произведения.
М.:

[Back]