Проверяемый текст
Прудникова Ольга Николаевна. Философский анализ нормативных механизмов регуляции социума (Диссертация 2002)
[стр. 120]

120 между собою»25.
Закон вообще это, по Монтескье человеческий разум, управляющий всеми людьми.
Поэтому «политические и гражданские законы каждого народа должны быть не более как частными случаями приложения этого разума.
В процессе реализации такого подхода Монтескье исследует факторы, образующие в своей совокупности дух законов,
т.с.
то, что определяет разумность, правомерность, законность и справедливость требований положительного закона.
Перечисляя необходимые отношения, порождающие закон, (т.е.
законообразующие отношения и факторы), Монтескье, прежде всего, обращает внимание
па характер и свойства народа, которым должен соответствовать закон, устанавливаемый для данного парода.
Кстати говоря, также и правительство, соответствующее этим требованиям, расценивается им как наиболее сообразное с природой вещей.
Отсюда вытекает и общий вывод о том.
что лишь в чрезвычайно редких случаях законы одного народа могут оказаться пригодными также и для другого народа.
Далее Монтескье отмечает необходимость соответствия положительных законов природе и принципам установленного правительства (т.е.
форме правления), и географическим факторам и физическим свойствам страны, ее положению и размерам, ее климат)' (холодному, жаркому или умеренному, качеству почвы, образу жизни населения: земледельцев, охотников, торговце и т.д.), его численности, богатству, склонностям, нравам и обычаям и т.д.
Специальное внимание уделяется' необходимости учета взаимосвязанности
законов (или, как сейчас бы сказали, системной целостности законодательства), особых обстоятельств возникновения того или иного закона, целей законодателя и т.п.
Составной частью учения Монтескье о законах являются его суждения о различных разрядах (типах) законов.
Люди, отмечает он, управляются
25 Там же, С.246.
[стр. 48]

48 Говорить, что вне того, что предписано или запрещено положительным законом, нет ничего ни справе,'цливого, ни несправедливого, значит утверждать, что до того, как был начертан круг, его радиусы не были равны между собою»25.
Закон вообще это, по Монтескье человеческий разум, управляющий всеми людьми.
Поэтому «политические и гражданские законы каждого народа должны быть не более как частными случаями приложения этого разума.
В процессе реализации такого подхода Монтескье исследует факторы, образующие в своей совокупности дух законов,
т.е.
то, что определяет разумность, правомерность, законность и справедливость требований положительного закона.
Перечисляя необходимые отношения, порождающие закон, (т.е.
законообразующие отношения и факторы), Монтескье, прежде всего, обращает внимание
на характер и свойства народа, которым должен соответствовать закон, устанавливаемый для данного парода.
Кстати говоря, также и правительство, соответствующее этим требованиям, расценивается им как наиболее сообразное с природой вещей.
Отсюда вытекает и общий вывод о том, что лишь в чрезвычайно редких случаях законы одного народа могут оказаться пригодными также и для другого народа.
Далее Монтескье отмечает необходимость соответствия положительных законов природе и принципам установленного правительства (т.е.
форме правления), и географическим факторам и физическим свойствам страны, ее положению и размерам, ее климату (холодному', жаркому или умеренному, качеству почвы, образу жизни населения: земледельцев, охотников, торговце и т.д.), его численности, богатству, склонностям, нравам и обычаям и т.д.
Специальное внимание уделяется необходимости учета взаимосвязанности
25 Монтескье.
О духе законов // Монтескье.
Избранные произведения.
М.:

[стр.,49]

49 законов (или, как сейчас бы сказали, системной целостности законодательства), особых обстоятельств возникновения того или иного закона, целей законодателя и т.п.
Составной частью учения Монтескье о законах являются его суждения о различных разрядах (типах) законов.
Люди, отмечает он, управляются
различными законами: естественным правом; божественным правом (правом религии); церковным (каноническим) правом; международным правом (вселенским гражданским правом, по которому каждый народ есть гражданин вселенной); общим государственным правом, относящимся ко всем обществам; частным государственным правом, имеющим в виду отдельное общество; правом завоевания; гражданским правом отдельных обществ; семейным правом.
Ввиду наличия этих различных законов, замечает Монтескье, «высшая задача человеческого разума состоит в том, чтобы точным образом определить, к какому из названных разрядов по преимуществу относятся те или иные вопросы, подлежащие определению закона, дабы не внести беспорядка в те начала, которые должны управлять людьми»26.
Специальное внимание Монтескье уделяет способам составления законов, законодательной технике.
Основополагающим принципом законодательства является умеренность: дух умеренности должен быть духом законодателя.
Он формирует, в частности, следующие правила составления законов, которыми должен руководствоваться законодатель.
Слог законов должен быть сжатым и простым.
Слова закона должны быть однозначными, вызывая у всех людей одни и те же понятия.
Законы не должны вдаваться в тонкости, поскольку «они предназначены для людей посредственных и Госполитиздат, 1959.
-С.246.
Монтескье.
О духе законов // Избранные произведения.
М.: Госполитиздат, 1959.
-С.255.

[Back]