Проверяемый текст
Прудникова Ольга Николаевна. Философский анализ нормативных механизмов регуляции социума (Диссертация 2002)
[стр. 122]

122 они должны сами обладать совершенной непорочностью.
Разработка теории законов в произведениях Монтескье прочно опирается на анализ истории законодательства.
Он обстоятельно исследует римское законодательство, происхождение и изменения гражданских законов во Франции, историю права многих других стран.
Учение Монтескье о «Духе законов» и разделении властей оказало существенное воздействие на всю последующую политико-правовую мысль, особенно на развитие теории и практики правовой государственности.
Новый рациональный подход к проблемам общества, государства и права получил свое дальнейшее развитие в творчестве великого голландского философа и политического мыслителя Баруха (Бенедикта) Спинозы.
Его политико-правовые взгляды изложены в «Богословско-политическом трактате» (1670), «Этике, доказанной геометрическим методом» (1675) и «Политическом трактате» (1677).
Единственно подходящим, адекватным способом рационального познания природы, где все совершается по необходимости, является, согласно Спинозе, дедуктивно-аксиоматический математический метод.
Правда, при рассмотрении проблем государства и права он стремился в определенной мере
учесть специфику данной предметной области познания.
Так, он делил все «постижимые вещи» на те, что законно доказываются, и те, которые принимаются на основе «моральной достоверности», хотя они никак не могут быть доказаны.
В этой связи он отмечал, что, например, теоремы Евклида всеми постигаются и без доказательств, а затем и доказываются, а права, постановления и нравы я зову постижимыми и ясными, хоты они не могут быть доказаны математически.
Законы природы он характеризовал как решения Бога, открытые естественным светом, т.е.
раскрытые человеческим разумом, а не данные в божественном откровении.
Вместе с тем законы и правила природы, по которым извечно все происходит, это сила и могущество действия самой природы.
[стр. 50]

50 содержат в себе не искусство логики, а здравые понятия простого отца семейства.
Когда закон не нуждается в исключениях, ограничениях и видоизменениях, то лучше обходиться без них.
Мотивировка закона должна быть достойна закона.
Подобно тому, как бесполезные законы ослабляют действие необходимых законов, законы, от исполнения которых можно уклониться, ослабляют действие законодательства.
Не следует запрещать действия, в которых нет ничего дурного.
Только ради чего-то более совершенного.
Законам должна быть присуща известная чистота.
Предназначенные для наказания людской злобы, они должны сами обладать совершенной непорочностью.
Разработка теории законов в произведениях Монтескье прочно опирается на анализ истории законодательства.
Он обстоятельно исследует римское законодательство, происхождение и изменения гражданских законов во Франции, историю права многих других стран.
Учение Монтескье о «Духе законов» и разделении властей оказало существенное воздействие на всю последующую политико-правовую мысль, особенно на развитие теории и практики правовой государственности.
Новый рациональный подход к проблемам общества, государства и права получил свое дальнейшее развитие в творчестве великого голландского философа и политического мыслителя Баруха (Бенедикта) Спинозы.
Его политико-правовые взгляды изложены в «Богословско-политическом трактате» (1670), «Этике, доказанной геометрическим методом» (1675) и «Политическом трактате» (1677).
Единственно подходящим, адекватным способом рационального познания природы, где все совершается по необходимости, является, согласно Спинозе, дедуктивно-аксиоматический математический метод.
Правда, при рассмотрении проблем г осударства и права он стремился в определенной мере


[стр.,51]

51 учесть специфику данной предметной области познания.
Так, он делил все «постижимые вещи» на те, что законно доказываются, и те, которые принимаются на основе «моральной достоверности», хотя они никак не могут быть доказаны.
В этой связи он отмечал, что, например, теоремы Евклида всеми постигаются и без доказательств, а затем и доказываются, а права, постановления и нравы я зову постижимыми и ясными, хоты они не могут быть доказаны математически.
Законы природы он характеризовал как решения Бога, открытые естественным светом, т.е.
раскрытые человеческим разумом, а не данные в божественном откровении.
Вместе с тем законы и правила природы, по которым извечно все происходит, это сила и могущество действия самой природы.

На таком понимании законов природы строится и трактовка Спинозой естественного права, поскольку человек это частичка природы и на него, как и на всю остальную природу, распространяются все естественные закономерности и необходимости.
Итак, писал Спиноза, под правом природы я понимаю законы гит правша, согласно которым все совершается, т.е.
самую мощь природы.
И поэтому естественное право всей природы и, следовательно, каждого индивида простирается столь далеко, сколь далеко простирается их мощь.
Естественное право запрещает только то, чего никто не желает и чего никто не может.
Но природе и по естественному праву люди враги, и их естественно правовые взаимоотношения в оценке Спинозы по существу совпадают с гоббсовской трактовкой «войны всех против всех» в естественном состоянии, где «человек человеку волк».
В естественном состоянии, согласно Спинозе, все (люди и другие природные существа, умные и глупые, сильные и слабые) равны в том смысле, что все они одинаково, по одному и тому же основанию имеют право на все по своему произволу и

[Back]