Проверяемый текст
Прудникова Ольга Николаевна. Философский анализ нормативных механизмов регуляции социума (Диссертация 2002)
[стр. 123]

123 На таком понимании законов природы строится и трактовка Спинозой естественного права, поскольку человек это частичка природы и на него, как и на всю остальную природу, распространяются все естественные закономерности и необходимости.
Итак, писал Спиноза, под правом природы я понимаю законы
или правила, согласно которым все совершается, т.е.
самую мощь природы.
И поэтому естественное право всей природы и, следовательно, каждого индивида простирается столь далеко, сколь далеко простирается их мощь.
Естественное право запрещает только то, чего никто не желает и чего никто не может.

По природе и по естественному праву люди враги, и их естественно правовые взаимоотношения в оценке Спинозы по существу совпадают с гоббсовской трактовкой «войны всех против всех» в естественном состоянии, где «человек человеку волк».
В естественном состоянии, согласно Спинозе, все (люди и другие природные существа, умные и глупые, сильные и слабые) равны в том смысле, что все они одинаково, по одному и тому же основанию имеют право на все по своему произволу и
желанию, хотя реальное содержание и объем этих естественных прав разных людей (и других естественных существ) различны и зависят от размера их фактической мощи (умственной и физической).
В этой постоянной борьбе отдельных сил прав «высший закон природы» состоит в стремлении каждого к самосохранению, к тому, чтобы «остаться в своем состоянии, и притом не считаясь ни с чем другим, а только с собой».
Однако в естественном состоянии, где отсутствует какое-либо общее для всех право, самосохранение людей, достижение ими своих желаний и безопасного существования не могут быть обречены.
Вместе с тем, сама природа и естественная необходимость показывают и диктуют людям способ и путь выхода из тупика естественного состояния и перехода посредством общего договора в состояние гражданское, согласуемое с неистребимыми требованиями природы и естественного права каждого.

Для установления взаимозависимостей и согласованного взаимодействия
[стр. 51]

51 учесть специфику данной предметной области познания.
Так, он делил все «постижимые вещи» на те, что законно доказываются, и те, которые принимаются на основе «моральной достоверности», хотя они никак не могут быть доказаны.
В этой связи он отмечал, что, например, теоремы Евклида всеми постигаются и без доказательств, а затем и доказываются, а права, постановления и нравы я зову постижимыми и ясными, хоты они не могут быть доказаны математически.
Законы природы он характеризовал как решения Бога, открытые естественным светом, т.е.
раскрытые человеческим разумом, а не данные в божественном откровении.
Вместе с тем законы и правила природы, по которым извечно все происходит, это сила и могущество действия самой природы.
На таком понимании законов природы строится и трактовка Спинозой естественного права, поскольку человек это частичка природы и на него, как и на всю остальную природу, распространяются все естественные закономерности и необходимости.
Итак, писал Спиноза, под правом природы я понимаю законы
гит правша, согласно которым все совершается, т.е.
самую мощь природы.
И поэтому естественное право всей природы и, следовательно, каждого индивида простирается столь далеко, сколь далеко простирается их мощь.
Естественное право запрещает только то, чего никто не желает и чего никто не может.

Но природе и по естественному праву люди враги, и их естественно правовые взаимоотношения в оценке Спинозы по существу совпадают с гоббсовской трактовкой «войны всех против всех» в естественном состоянии, где «человек человеку волк».
В естественном состоянии, согласно Спинозе, все (люди и другие природные существа, умные и глупые, сильные и слабые) равны в том смысле, что все они одинаково, по одному и тому же основанию имеют право на все по своему произволу и


[стр.,52]

52 желанию, хотя реальное содержание и объем этих естественных прав разных людей (и других естественных существ) различны и зависят от размера их фактической мощи (умственной и физической).
В этой постоянной борьбе отдельных сил прав «высший закон природы» состоит в стремлении каждого к самосохранению, к тому, чтобы «остаться в своем состоянии, и притом не считаясь ни с чем другим, а только с собой».
Однако в естественном состоянии, где отсутствует какое-либо общее для всех право, самосохранение людей, достижение ими своих желаний и безопасного существования не могут быть обречены.
Вместе с тем, сама природа и естественная необходимость показывают и диктуют людям способ и путь выхода из тупика естественного состояния и перехода посредством общего договора в состояние гражданское, согласуемое с неистребимыми требованиями природы и естественного права каждого.

Всеобщий закон человеческой природы, утверждал Спиноза, таков, что никто не пренебрегает чем-либо, что он считает за благо, разве только в надежде на большее благо или из-за страха перед большим вредом, и не переносит какого-либо зла, кроме как во избежание большего гни в надежде на большее благо.
Это значит, что каждый изберет из двух благ то, которое он сам считает большим, и из двух зол то, которое кажется ему меныиим.
Этот закон, по оценке Спинозы, относится к числу вечных истин, он прочно начертан в человеческой природе, и его знают все.
Выдающийся вклад а разработку раннебуржуазной политико-правовой идеологии внес голландский мыслитель Гуго Гроций.
Это выдающийся голландский юрист и политический мыслитель, один из основателей раннебуржуазного учения о государстве и праве, рационалистической доктрины естественного и международного права Нового времени.
Гроций

[Back]