Проверяемый текст
Прудникова Ольга Николаевна. Философский анализ нормативных механизмов регуляции социума (Диссертация 2002)
[стр. 44]

44 двигает всем, само является недвижимым и неизменным.
Для метафизически настроенного духа связь человека с абсолютными первоначалами бытия имеет характер базовой мировоззренческой аксиомы.
Что же касается интерпретаций того, как эта связь осуществляется, то известно достаточно много форм религиозного, философского, этического и естественно-правового характера.
Понятие судьбы присутствует во всех мифологических, религиозных, философских и этических системах.
Это понятие принадлежит к числу активно действующих начал жизни, таинственных и неизбежных.
Понятие судьбы предоставлено в истории культур мифами и притчами, аллегориями и эсхатологическими концепциями, художественными образами и народными приметами,
гаданиями и астрологическими символами и т.п.
Боэцием понятие судьбы было рассмотрено в пространстве Высшего блага.
В
груде «Утешение философией» он писал: «Происхождение всего сущего, развитие всех вещей ...
имеет свои причины, порядок, формы от неизменного божественного разума ...
Этот разум содержит образ многообразия сущего, подлежащего управлению.
) Этот образ, когда рассматривается в чистом виде в самом божественном разуме, называется провидением, если же он сопрягается с вещами, подвластными Богу,
то, как еще ведется от древних, называется судьбой»5.
Судьба есть «связующее расположение изменяющихся вещей», это воплощение предзаданного порядка во времени и пространстве.
Образом такого порядка у Боэция является множество колес, вращающихся вокруг одной и той же оси: чем ближе колесо к оси (вплоть до слияния с нею), тем меньше превратностей судьбы, чем дальше, тем больше превратностей.
Изменчивая линия судьбы относится к неизбежности провидения, как время к вечности, как движущийся круг к покоящему центру.
Судьба причинно детерминирует каждый момент жизни человека.
Сама же судьба, по рассуждениям Боэция, является не творящим началом, а лишь символом скрытого и таинственного.
«Следовательно, то, что произойдет в будущем,
не
[стр. 70]

70 традициям и стереотипам, не обсуждая, выполнял запреты и воспринимал себя как синкретичное целое с родом.
Вначале мифологическое и религиозное сознания, а затем и метафизическая мысль прилагали значительные усилия по выстраиванию и обоснованию разнообразных иерархий.
Чаще всего на вершинах подобных пирамидальных иерархий оказывались мощные творящие начала, именуемые Богом, Дао, Логосом, Божественным Законам, Абсолютом и т.д.
Божественное первоначало таково, что оно: • порождает все, само никем не рожденное; • довлеет над всем, само ничему не подчиняется; • всему дает возможность существовать, возникать и умирать, само пребывает в вечности; • присутствует во всех конечных формах, само является бесконечным; • двигает всем, само являет ся недвижимым и неизменным.
Для метафизически настроенного духа связь человека с абсолютными первоначалами бытия имеет характер базовой мировоззренческой аксиомы.
Что же касается интерпретаций того, как эта связь осуществляется, то известно достаточно много форм религиозного, философского, этического и естественно-правового характера.
Понятие судьбы присутствует во всех мифологических, религиозных, философских и этических системах.
Это понятие принадлежит к числу активно действующих начал жизни, таинственных и неизбежных.
Понятие судьбы предоставлено в истории культур мифами и притчами, аллегориями и эсхатологическими концепциями, художественными образами и народными приметами,
годаниями и астрологическими символами и т.и.
Боэцием понятие судьбы было рассмотрено в пространстве Высшего блага.
В
труде «Утешение философией» он писал: «Происхождение всего сущего, развитие

[стр.,71]

71 всех вещей ...
имеет свои причины, порядок, формы от неизменного божественного разума ...
Этот разум содержит образ многообразия сущего, подлежащего управлению.
Этот образ, когда рассматривается в чистом виде в самом божественном разуме, называется провидением, если же он сопрягается с вещами, подвластными Богу,
го, как еще ведется от древних, называется судьбой».29 Судьба есть «связующее расположение изменяющихся вещей», это воплощение предзаданного порядка во времени и пространстве.
Образом такого порядка у Боэция является множество колес, вращающихся вокруг одной и той же оси: чем ближе колесо к оси (вплоть до слияния с нею), тем меньше превратностей судьбы, чем дальше, тем больше превратностей.
Изменчивая линия судьбы относится к неизбежности провидения, как время к вечности, как движущийся круг к покоящему центру.
Судьба причинно детерминирует каждый момент жизни человека.
Сама же судьба, по рассуждениям Боэция, является не творящим началом, а лишь символом скрытого и таинственного.
«Следовательно, то, что произойдет в будущем,
нс является необходимым до того момента, когда происходит, а не обретя существования, не содержит необходимости появления в грядущем».30 Ведь знак лишь намек на возможность осуществления, он вероятностное достижение из многовариантных состояний.
Боэций тем самым ставит проблему возможности изменения предрешенного, что является важным основанием для изменения судьбы, уповая на молитву и надежду.
Предназначение не абсолютно, оно может оставаться лишь в возможности, не стать явным.
Вопрос о том, как существует не ставшее явным, как и проблема того, что есть случай и что есть «результат действий».
В этой связи 29 Боэций.
Утешение философией и др.
трактаты.
М., 1990.
С.265.
30 Там же, С.281.

[Back]