Проверяемый текст
Прудникова Ольга Николаевна. Философский анализ нормативных механизмов регуляции социума (Диссертация 2002)
[стр. 45]

является необходимым до того момента, когда происходит, а не обретя существования, не содержит необходимости появления в грядущем»* 6.
Ведь знак лишь намек на возможность осуществления, он вероятностное достижение из многовариантных состояний.
Боэций тем самым ставит проблему возможности изменения предрешенного, что является важным основанием для изменения судьбы, уповая на молитву и надежду.
Предназначение не абсолютно, оно может оставаться лишь в возможности, не стать явным.
Вопрос о том, как существует не ставшее явным, как и проблема того, что есть случай и что есть «результат действий».
В этой связи
рассматриваются аспекты познания сущего: совершаемого, совершенного, предназначенного к совершению.
По мнению средневековых философов, даже зло можно использовать во благо.
Во-первых, благодаря наказанию, или возмездию, ибо «праведно карать того, кто заслужил кару»; во-вторых, с помощью зла испытываются праведники.
Возмездие, как благо, не умаляет зла, оно обнаруживает степень
виды человека, заключенной в его поступке.
Содержательный аспект феномена судьбы зависит не только от степени осознанности поступков, но от условий преодоления греховности.
Таких условий, по Абеляру, три: угрызения совести, исповедь и возмездие.
Ремесло предсказателя в жизни античного общества было столь же распространенным и привычным, как ремесло кормчего, гончара, полководца и скульптора.
Божественный совет, или благословение, были необходимы для решения вопросов, касающихся государственного правления и элементов обыденной жизни, войны и мира, избавления от разных несчастий и бедствий, воздвижения новых святилищ богов.
Виды магического, провидящего искусства,
т.е.
способы, при помощи которых люди пытались узнать волю
3 Боэций.
Утешение философией и др.
трактаты.
М.:
Мысль, 1990.
С.265 6 Там же, С.281 45
[стр. 71]

71 всех вещей ...
имеет свои причины, порядок, формы от неизменного божественного разума ...
Этот разум содержит образ многообразия сущего, подлежащего управлению.
Этот образ, когда рассматривается в чистом виде в самом божественном разуме, называется провидением, если же он сопрягается с вещами, подвластными Богу, го, как еще ведется от древних, называется судьбой».29 Судьба есть «связующее расположение изменяющихся вещей», это воплощение предзаданного порядка во времени и пространстве.
Образом такого порядка у Боэция является множество колес, вращающихся вокруг одной и той же оси: чем ближе колесо к оси (вплоть до слияния с нею), тем меньше превратностей судьбы, чем дальше, тем больше превратностей.
Изменчивая линия судьбы относится к неизбежности провидения, как время к вечности, как движущийся круг к покоящему центру.
Судьба причинно детерминирует каждый момент жизни человека.
Сама же судьба, по рассуждениям Боэция, является не творящим началом, а лишь символом скрытого и таинственного.
«Следовательно, то, что произойдет в будущем, нс является необходимым до того момента, когда происходит, а не обретя существования, не содержит необходимости появления в грядущем».30 Ведь знак лишь намек на возможность осуществления, он вероятностное достижение из многовариантных состояний.
Боэций тем самым ставит проблему возможности изменения предрешенного, что является важным основанием для изменения судьбы, уповая на молитву и надежду.
Предназначение не абсолютно, оно может оставаться лишь в возможности, не стать явным.
Вопрос о том, как существует не ставшее явным, как и проблема того, что есть случай и что есть «результат действий».
В этой связи
29 Боэций.
Утешение философией и др.
трактаты.
М.,
1990.
С.265.
30 Там же, С.281.


[стр.,72]

72 рассматриваются аспекты познания сущего: совершаемого, совершенного, предназначенного к совершению.
Итак, три вопроса (что есть неявное в душе человека, что есть результат действий и что есть случай в соотношении с Богом как Высшим благом) являются центральными при анализе произведений Абеляра «Этика, или Познай самого себя» и «Диалог между Иудеем, Философом и Христианином».
«Этика» была написана Абеляром между 1135 1139 г.г., в момент острейшего переживания драмы с Элоизой и первого соборного осуждения.
«Диалог» написан в конце жизни, после второго осуждения своих трудов как еретических, в период пребывания в Кягонийском аббатстве, 1141-1142 г.г., но этот труд остался незавершенным.
Вопросы, заявленные в трудах Абеляра, были актуальны, ибо с их решением связывалась христианская идея судьбы как спасение души.
Для решения судьбы, по Абеляру, очень важно усилие всех волевых душевных движений.
Именно такое усилие дисциплинирует душу ради доведения ее до состояния созерцания Высшего блага, кот орое есть «совершенная безмятежность блаженства», Смешанная с самой Божественной субстанцией.
Усилие такого рода предполагает «испытание морального выбора» перед липом врага, т.е.
зла, результат борьбы должен привести к добродетели.
Но для формирования в себе добродетели необходимо понимание того, что именно есть добро и зло.
По мнению средневековых философов, даже зло можно использовать во благо.
Во-первых, благодаря наказанию, или возмездию, ибо «праведно карать того, кто заслужил кару»; во-вторых, с помощью зла испытываются праведники.
Возмездие, как благо, не умаляет зла, оно обнаруживает степень
вины человека, заключенной в его поступке.


[стр.,75]

75 естественную всеобщую соподчиненность, когда навечно одно следует за другим и сопуствует ему неразрывным сплетением».32 В определении судьбы у Хрисиппа рядом со «сплетением» стоит «последовательность» событий.
Благое провидение божества должно в принципе исключить существование зла.
Своеобразной идеей служит различие стоиками предопределения, судьбы так называемых «простых» и «сложных» событий.
Простое событие определяется однозначно: Сократ умрет тогда-то (вне зависимости от чего бы то ни было).
Сложное предопределение типа: Милон будет состязаться на Олимпийских играх нуждается в дополнительных условиях, уточняющих элементах (скажем, для состязания необходим соперник).
Такие предопределения целой совокупности событий Цицерон называет «со судебными».
Ремесло предсказателя в жизни античного общества было столь же распространенным и привычным, как ремесло кормчего, гончара, полководца и скульптора.
Божественный совет, или благословение, были необходимы для решения вопросов, касающихся государственного правления и элементов обыденной жизни, войны и мира, избавления от разных несчастий и бедствий, воздвижения новых святилищ богов.
Виды магического, провидящего искусства,
т.с.
способы, при помощи которых люди пытались узнать волю
божества, были самыми разнообразными.
Цицерон предлагает классификацию видов провидческого искусства.
Он выделяет два основных вида: искусственная дивинация (всевозможные виды гаданий: по птицам, по внутренностям животных, по дыму сжигаемой жертвы, по воде, по сигу, по огню и др.) и естественная дивинация (сновидения, прорицания оракулов и 32 II.II.
Глинцер.
Грамматика судьбы // Понятие судьбы в контексте разных культур.
м.:Наука, 1994.
Ж-С.279.

[Back]