Проверяемый текст
Прудникова Ольга Николаевна. Философский анализ нормативных механизмов регуляции социума (Диссертация 2002)
[стр. 46]

божества, были самыми разнообразными.
Цицерон предлагает классификацию видов провидческого искусства.
Он выделяет два основных вида: искусственная дивинация (всевозможные виды гаданий: по птицам, по внутренностям животных, по дыму сжигаемой жертвы, по воде, по сигу, по огню и др.) и естественная дивинация (сновидения, прорицания оракулов и
изречения пророков).
Однако более детального описания каждого вида пророческого искусства Цицерон
нс даст.
Если рассматривать оракульные контексты из Геродота, Фукидида, Ксенофонта, Пиндара, Эсхила, Софокла и Еврипида, то можно
выястнить отношение древних греков к процессу богообщения и получения откровения.
Главная опора будет осуществлена на материалах «Истории» Геродота, т.к.
именно в этом произведении содержится наибольшее количество оракульных контекстов.
В настоящее время широко распространено суждение о двусмысленности античных оракулов.
Эпитеты «темный» и «двусмысленный» стали привычными определениями для прорицаний Пифии.
Возникает вопрос: «Были ли изречения Дельфийского и др.
оракулов темными и непонятными в действительности?».
В «Истории» Геродота говорится, что лишь семь из восьмидесяти оракулов, изложенных или упомянутых автором, являются темными или двусмысленными.

Будущую судьбу можно узнать через гадания.
Былинные богатыри и без гаданий ведают о существенных моментах своего будущего.
Так, Илья Муромец знает, что в бою ему смерть не писана, хотя и может иногда сомневаться, не пересилит ли сила (войско) великий закон.
Он же, остановившись на распутье, знал, что его ждет на каждой из трех дорог, и волен выбрать любую: здесь в поле предопределенных возможностей существует ограниченная свобода выбора.
Могут ли происходить изменения в прирожденной доле? В плаче говорится, что талан участь может отшатнуться, а зло велико бесчестье привязаться.
Однако смены доли и недоли внутри прирожденной судьбы
46
[стр. 75]

75 естественную всеобщую соподчиненность, когда навечно одно следует за другим и сопуствует ему неразрывным сплетением».32 В определении судьбы у Хрисиппа рядом со «сплетением» стоит «последовательность» событий.
Благое провидение божества должно в принципе исключить существование зла.
Своеобразной идеей служит различие стоиками предопределения, судьбы так называемых «простых» и «сложных» событий.
Простое событие определяется однозначно: Сократ умрет тогда-то (вне зависимости от чего бы то ни было).
Сложное предопределение типа: Милон будет состязаться на Олимпийских играх нуждается в дополнительных условиях, уточняющих элементах (скажем, для состязания необходим соперник).
Такие предопределения целой совокупности событий Цицерон называет «со судебными».
Ремесло предсказателя в жизни античного общества было столь же распространенным и привычным, как ремесло кормчего, гончара, полководца и скульптора.
Божественный совет, или благословение, были необходимы для решения вопросов, касающихся государственного правления и элементов обыденной жизни, войны и мира, избавления от разных несчастий и бедствий, воздвижения новых святилищ богов.
Виды магического, провидящего искусства, т.с.
способы, при помощи которых люди пытались узнать волю божества, были самыми разнообразными.
Цицерон предлагает классификацию видов провидческого искусства.
Он выделяет два основных вида: искусственная дивинация (всевозможные виды гаданий: по птицам, по внутренностям животных, по дыму сжигаемой жертвы, по воде, по сигу, по огню и др.) и естественная дивинация (сновидения, прорицания оракулов и
32 II.II.
Глинцер.
Грамматика судьбы // Понятие судьбы в контексте разных культур.
м.:Наука, 1994.
Ж-С.279.


[стр.,76]

76 изречения пророков).
Однако более детального описания каждого вида пророческого искусства Цицерон
не дает.
Если рассматривать оракульные контексты из Геродота, Фукидида, Ксенофонта, Пиндара, Эсхила, Софокла и Еврипида, то можно
выяснить отношение древних греков к процессу богообщения и получения откровения.
Главная опора будет осуществлена на материалах «Истории» Геродота, т.к.
именно в этом произведении содержится наибольшее количество оракульных контекстов.
В настоящее время широко распространено суждение о двусмысленности античных оракулов.
Эпитеты «темный» и «двусмысленный» стали привычными определениями для прорицаний Пифии.
Возникает вопрос: «Были ли изречения Дельфийского и др.
оракулов темными и непонятными в действительности?».
В «Истории» Геродота говорится, что лишь семь из восьмидесяти оракулов, изложенных или упомянутых автором, являются темными или двусмысленными.

От чего же зависела степень ясности и однозначности прорицаний оракула.
Например, из «Истории» Геродота было установлено, что существовала вполне определенная взаимосвязь между формой и смыслом вопроса, с которым обращались в святилище, и содержанием ответа.
Вопрос мог быть общим или альтернативным типа: «Что делать?» или «Делать это или нет?».
В корпусе Геродота насчитывается шестьдесят шесть оракульных контекстов, где подробно изложена вся ситуация, а именно: был ли задан вопрос, и если был, то о чем спрашивали божество.
Вопросы в святилище задавали устно, тем не менее, сохранилось несколько надписей на камнях эллинического времени: семь сообщают вопрос, и десять содержат ответы, при этом среди них ни одного вопроса о будущем.


[стр.,78]

78 сомневаться, не пересилит ли сила (войско) великий закон.
Он же, остановившись на распутье, знал, что его ждет на каждой из трех дорог, и волен выбрать любую: здесь в поле предопределенных возможностей существует ограниченная свобода выбора.
Могут ли происходить изменения в прирожденной доле? В плаче говорится, что талан участь может отшатнуться, а зло велико бесчестье привязаться.
Однако смены доли и недоли внутри прирожденной судьбы
заранее запрограммированы.
Недаром о пастушившем бесчестье в плаче говорится, что оно впереди меня: злодейка уродливая уродилася, впереди меня в купели окрестилась.
Человек бессилен этому противостоять, он пассивный носитель доли.
Однако есть и отклонения от прирожденной доли.
Большинство из них результат проявления своеволия, т.е.
дурной воли.
В этом случае отклонения от предназначенной судьбы всегда плохи.
Об этом говорит пословица: своя волюшка доводит до горькой долюшки; волю дать добра не видать; больше воли хуже доля.
Не прирожденная, а накликанная судьба отражает мифилогические, дохристианские представления.
В духовных стихах подчеркивается особая неотвязность накликанной судьбы: горе следует за молодцом по пятам, куда бы он ни скрывался: в старцы, во-темные леса, в шелковую траву, в быструю рекуг, в солдатушки, в царев кабак и, в конце концов, доводит до могилы.
Герой сам виноват в своей беде накликанном горе.
Другое отклонение от прирожденной доли -воздействие чужой, злой воли: порча, т.е.
колдовство.
Колдовство связано с нечистой силой, это беда и напасть.
Ее можно отвести, ликвидировать с помощью заговоров.
При этом происходит возвращение к правильному функционированию прирожденной доли, т.
е.
восстановление изначального порядка.
33 Клочков И.В.
Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время.
-М.:

[Back]