заранее запрограммированы. Недаром о наступившем бесчестье в плаче говорится, что оно впереди меня: злодейка уродливая уродилася, впереди меня в купели окрестилась. Человек бессилен этому противостоять, он пассивный носитель доли. Однако есть и отклонения от прирожденной доли. Большинство из них результат проявления своеволия, т.е. дурной воли. В этом случае отклонения от предназначенной судьбы всегда плохи. Об этом говорит пословица: своя волюшка доводит до горькой долюшки; волю дать -добра не видать; больше воли хуже доля. Не прирожденная, а накликанная судьба отражает мифилогические, дохристианские представления. В духовных стихах подчеркивается особая неотвязность накликанной судьбы: горе следует за молодцом по пятам, куда бы он ни скрывался: в старцы, во-темные леса, в шелковую траву, в быструю реку, в солдатушки, в царев кабак и, в конце концов, доводит до могилы. Герой сам виноват в своей беде накликанном горе. Другое отклонение от прирожденной доли воздействие чужой, злой воли: порча, т.е. колдовство. Колдовство связано с нечистой силой, это беда и напасть. Ее можно отвести, ликвидировать с помощью заговоров. При этом происходит возвращение к правильному функционированию прирожденной доли, т. е. восстановление изначального порядка. Заметим, что человек-жертва порчи тоже несет ответственность за случившееся. По народным представлениям, порча напускается на человека с определенным именем. Человека без имени испортить нельзя. Если же объект порчи ведет себя правильно: не снимает креста, все делает с молитвой, то порча на него сесть не может и садится на первого попавшегося с таким же именем, который от этих правил отступил. Таким образом, отклонения от прирожденной судьбы доли является результатом нарушения человеком правил, чаще всего ему известных, а потому не отменяют личной ответственности. Концепт судьбы в духовном стиле реализует через понятие греха, покаяния, спасения, Суда, рая и ада. Человек не в силах изменить свое |
78 сомневаться, не пересилит ли сила (войско) великий закон. Он же, остановившись на распутье, знал, что его ждет на каждой из трех дорог, и волен выбрать любую: здесь в поле предопределенных возможностей существует ограниченная свобода выбора. Могут ли происходить изменения в прирожденной доле? В плаче говорится, что талан участь может отшатнуться, а зло велико бесчестье привязаться. Однако смены доли и недоли внутри прирожденной судьбы заранее запрограммированы. Недаром о пастушившем бесчестье в плаче говорится, что оно впереди меня: злодейка уродливая уродилася, впереди меня в купели окрестилась. Человек бессилен этому противостоять, он пассивный носитель доли. Однако есть и отклонения от прирожденной доли. Большинство из них результат проявления своеволия, т.е. дурной воли. В этом случае отклонения от предназначенной судьбы всегда плохи. Об этом говорит пословица: своя волюшка доводит до горькой долюшки; волю дать добра не видать; больше воли хуже доля. Не прирожденная, а накликанная судьба отражает мифилогические, дохристианские представления. В духовных стихах подчеркивается особая неотвязность накликанной судьбы: горе следует за молодцом по пятам, куда бы он ни скрывался: в старцы, во-темные леса, в шелковую траву, в быструю рекуг, в солдатушки, в царев кабак и, в конце концов, доводит до могилы. Герой сам виноват в своей беде накликанном горе. Другое отклонение от прирожденной доли -воздействие чужой, злой воли: порча, т.е. колдовство. Колдовство связано с нечистой силой, это беда и напасть. Ее можно отвести, ликвидировать с помощью заговоров. При этом происходит возвращение к правильному функционированию прирожденной доли, т. е. восстановление изначального порядка. 33 Клочков И.В. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. -М.: 79 Заметим, что человек-жертва порчи тоже несет ответственность за случившееся. По народным представлениям, порча напускается на человека с определенным именем. Человека без имени испортить нельзя. Если же объект порчи ведет себя правильно: не снимает креста, все делает с молитвой, то порча на него сесть не может и садится на первого попавшегося с таким же именем, который от этих правил отступил. Таким образом, отклонения от прирожденной судьбы доли является результатом нарушения человеком правил, чаще всего ему известных, а потому не отменяют личной ответственности. Концепт судьбы в духовном стиле реализует через понятие греха, покаяния, спасения, Суда, рая и ада. Человек не в силах изменить свое поведение, раскаявшись в грехах-плодах своеволия. Пока человек жив, он волен сотворить себе посмертную судьбу-спасение или вечную муку. Спасение в жизни вечной зарабатывается на этом свете покаянием, постом, молитвой и милостыней. В большинстве стихов подчеркивается, что человек, имеющий в уме память смертную, т.е. мысль о посмертном воздаянии за земную жизнь, может достичь царства небесного неустанным духовным трудом в этой жизни Правда, не все грехи Господь прощает: в духовных стихах перечисляются непростимые грехи, их список варьирует, кочуя по разным текстам. Чаще всего это грехи против рода, против матери-земли и родовой религ ии. 11осмертная судьба человека в духовных стихах это либо вечная радость и веселье в ггресветлом раю, либо вечная мука в аду, где разным типам грешников уготованы различные муки в зависимости от греха: кому вечный огонь, морозы лютые, червь неусыпающий, кому смола кипящая и т.д. Мысль, 1983. С. 166. |