Проверяемый текст
Прудникова Ольга Николаевна. Философский анализ нормативных механизмов регуляции социума (Диссертация 2002)
[стр. 55]

формулярным, то есть определяемым формулой претора, его волей, его отношением к рассматриваемому иску.
Законы XI Таблиц, хоть и сохраняются как священный завет, отступают на задний план перед тем, что предписывает судье претор, в свою очередь опирающийся на веления «доброй совести» и «справедливости», то есть нравственные категории, которым придается значение авторитарного начала, корректирующего старое право с позиций, диктуемых новыми правоотношениями.
Сентеции преторов и римских юристов с очевидностью обнаруживают стремление к приспособлению древнего, архаического права к экономическим, социальным, моральным, политическими требованиям позднее республики с
ее все более развивающимися товарными отношениями, кредитом, договорным правом (обязательным) и т.д.
Отсюда идет то самое римское право, которому предстояла долгая жизнь в качестве непременного элемента европейской цивилизации.
Важную роль в политической жизни Рима играла и коллегия цензоров.
Она состояла из 5 человек и избиралась на 5 лет.
Цензоры должны были
распределять людей по центуриям с определением их имущественного ценза.
* Отсюда и их название.
Затем им доверили назначение сенаторов, что придало коллегии цензоров важный вес в политической системе государства.
Наконец, нельзя не указать и на ту их функцию, которая заключалась в наблюдении за нравами.
С тем, чтобы предупредить воинов римлян против излишней роскоши, а тем более против безнравственных поступков.
Идеология простого и честного образа жизни, которую воспитывали в римском юношестве, в немалой степени способствовала превращению Рима в огромную империю.
Недаром многие римские авторы (а вслед за нами и многие позднейшие историки Рима) связывали с падением римской республики с разложением нравов, отказом от простого и честного образа жизни, переходом к стяжанию, накопительству,
шикарному образу жизни, пирам и излишествам всякого рода.
Этого объяснения еще недостаточно для убедительного
55
[стр. 87]

87 Консулы занимались всеми первостепенными делами по гражданской и военной части, а во время войны один из них оставался в Риме, другой командовал войском.
Преторы, приобретшие значение самостоятельной магистратуры (IV в.
до н.
э.), занимались, как мы уже видели, судебными спорами.
По своему значению претура следовала за консулатом.
Начиная с 111-11 вв.
до н.
э.
преторы станут толкователями права и его творцами.
Каждый раз, вступая в должность, претор издавая эдикт, занесенный на побеленную доску, выставленную на Форуме.
Эдиктами преторы объявляли о том, что они будут защищать из гражданских исков и что нс получит защиты.
Благодаря преторам и в соответствии с велениями времени, римский судебный процесс становится формулярным, то есть определяемым формулой претора, его волей, его отношением к рассматриваемому иску.
Законы XI Таблиц, хоть и сохраняются как священный завет, отступают на задний план перед тем, что предписывает судье претор, в свою очередь опирающийся на веления «доброй совести» и «справедливости», то есть нравственные категории, которым придается значение авторитарного начала, корректирующего старое право с позиций, диктуемых новыми правоотношениями.
Сентеции преторов и римских юристов с очевидностью обнаруживают стремление к приспособлению древнего, архаического права к экономическим, социальным, моральным, политическими требованиям позднее республики с
ес все более развивающимися товарными отношениями, кредитом, договорным правом (обязательным) и т.д.
Отсюда идет то самое римское право, которому предстояла долгая жизнь в качестве непременного элемента европейской цивилизации.
Важную роль в политической жизни Рима играла и коллегия цензоров.
Она состояла из 5 человек и избиралась на 5 лет.
Цензоры должны были


[стр.,88]

88 распределять людей по центуриям с определением их имущественного ценза.
Отсюда и их название.
Затем им доверили назначение сенаторов, что придало коллегии цензоров важный вес в политической системе государства.
Наконец, нельзя не указать и на ту их функцию, которая заключалась в наблюдении за нравами.
С тем, чтобы предупредить воинов римлян против излишней роскоши, а тем более против безнравственных поступков.
Идеология простого и честного образа жизни, которую воспитывали в римском юношестве, в немалой степени способствовала превращению Рима в огромную империю.
Недаром многие римские авторы (а вслед за нами и многие позднейшие историки Рима) связывали с падением римской республики с разложением нравов, отказом от простого и честного образа жизни, переходом к стяжанию, накопительству,
широкому образу жизни, пирам и роскошествам всякого рода.
Этого объяснения еще недостаточно для убедительного
суждения, но что с падением патриархальной нравственности, патриархальной старины наступило и политическое перерождение, в этом, как кажется, не может быть сомнений.
Остается, тем не менее, открыт ым вопрос о тех глубинных причинах, которые вызвали падение нравов, захватившее не только знать, но также и плебс.
Безнравственный поступок давал основание цензорам вычеркивать недостойное лицо из числа сенаторов или всадников и его переводит ь в более низкие центурии.
Все указанные нами магистратуры были ординарными, обычными.
Экстраординарной считалась единственно должность диктатора, назначаемого одним из консулов по соглашению с сенатом.
Поводами для назначения диктатора могли быть любые кризисные ситуации на войне и внутри страны, требовавшие неотложных, непререкаемых и быстрых действий.
Лицо, назначенное диктатором, обладало высшей гражданской, военной и судебной

[Back]