Проверяемый текст
Прудникова Ольга Николаевна. Философский анализ нормативных механизмов регуляции социума (Диссертация 2002)
[стр. 97]

97 Данное принципиальное обстоятельство ясно подчеркивают сами юристы.
.
Так, Павел пишет: «То, чтовоспринято вопреки началам права, не может быть распространено на последствия»15.
Иначе говоря, то, что противоречит принципам (началам) права,
не имеет юридической силы.
Данные идеи получают свою дальнейшую конкретизацию в детально разрабатывавшихся, римскими юристами правилах и приемах толкования норм:
права, призванных обеспечить адекватное установление смысла толкуемого источника, усиление их регулирующей и контролирующей функции...
.
Важным достижением римской юридической мысли является деление
права на публичное и частное.
В области публичного права римские юристы разрабатывают правовое положение святынь и жрецов, полномочия государственных органов (магистратур) и должностных лиц, понятия власти
(1шрепиш), гражданства и.
ряд других, институтов государственного и административного права.
При-переходе от республики к монархии-римские юристы приложили, немало усилий для правового оформления: режима цезаризма и обоснования претензий императоров на законодательную власть.
Основное внимание римские юристы уделяли разработке проблем частного права и, преждевсего, цивильного права.
Юрист Гай трактовал цивильное право как право, установленное (письменно или устно) у того или иного народа (например, у римлян, греков и т.д.).
Эта трактовка дополняется' у Папиниани указанием-источников цивильного права законов, плебисцитов, сенатусконсультов, декретов, принцепсов, положений ученых юристов.
В качестве источника/ «дополнения и исправления,’ цивильного права» характеризуется им
преторское право.
В этом же духе Марциан называет
преторское право «живым голосом цивильного права».
В области цивильного права римские юристы обстоятельно разработали вопросы собственности,
[стр. 21]

21 (общемировым, божественным, разумным, естественн 1,1 м и г.п.
регулятором социума).
Также и во многих суждениях римских юристов понятием «закон» охватываются как характеристики определенного источника права (народного или императорского закона), так и его необходимые (идеально-правовые, ценностно-содержательные, качественные) черты.
Марциал, например, с большой похвалой приводил следующее определение закона, данное стоиком Хрисиппом: «Закон есть царь всех божественных и человеческих дел, нужно, чтобы он стоял во главе как добрых, гак и злых, вождем и руководителем живых существ, которые по природе принадлежат к общине, мерилом справедливого и несправедливого; (закон) приказывает делать то, что должно быть совершено, и воспрещает совершать то, что не должно быть совершаемо»14.
Отмеченные идеально-правовые качества права и закона, как регуляторов общественной жизни, подразумеваются и там, где римские юристы заняты юридико-техническим анализом закона и иных источников права.
Например, когда юрист Модесгин пишет, что «действие (сила) права: повелевать, запрещать, наказывать», то при этом предполагается, что подобные формализации и классификации правовой императивности имеют смысл (и силу) лишь постольку, поскольку речь идет об императивах (велениях) именно права, т.е.
справедливого права».
Данное принципиальное обстоятельство ясно подчеркивают сами юристы.

Так, Павел пишет: «То, что воспринято вопреки началам права, не может быть распространено на последствия»1'.
Иначе говоря, то, что противоречит принципам (началам) права,
нс имеет юридической силы.
* 15 11 Осипов И.Д.
Философия права.
СПб.: Издательство Михайлова В.Л., 2000.
15 История философии права.
СПб., 1998.
— С.
125.


[стр.,22]

22 Данные идеи получают свою дальнейшую конкретизацию в детально разрабатывавшихся римскими юристами правилах и приемах толкования норм нрава, призванных обеспечить адекватное установление смысла толкуемого источника, усиление их регулирующей и контролирующей функции.
Важным достижением римской юридической мысли является деление
права на публичное и частное.
В области публичного права римские юристы разрабатывают правовое положение святынь и жрецов, полномочия государственных органов (магистратур) и должностных лиц, понятия власти
(ипрепит), гражданства и ряд других институтов государственного и административного права.
При переходе от республики к монархии римские юристы приложили немало усилий для правового оформления режима цезаризма и обоснования претензий императоров на законодательную власть.
Основное внимание римские юристы уделяли разработке проблем частного права и, прежде всего, цивильного права.
Юрист Гай трактовал цивильное право как право, установленное (письменно или устно) у того или иного народа (например, у римлян, греков и т.д.).
Эта трактовка дополняется у Папиниани указанием источников цивильного права законов, плебисцитов, сенатусконсультов, декретов, принцепсов, положений ученых юристов.
В качестве источника «дополнения и исправления цивильного права» характеризуется им
прсторское право.
В этом же духе Марциан называет
прсторское право «живым голосом цивильного права».
В области цивильного права римские юристы обстоятельно разработали вопросы собственности,
семьи, завещаний, договоров, правовых статусов личности и г.д.
Особой тщательностью отличается их освещение имущественных отношений с позиции защиты интересов частного собственника, товаровладельца.
«Римляне, отмечал К.
Маркс, собственно, впервые разработали право

[Back]