Проверяемый текст
Судебная власть / Под ред. И. Л. Петрухина. - М.: ООО «ТК Велби», 2003. - 720 с
[стр. 83]

ГЛАВА II.
Реализация судебной власти в РФ 2.1.
Конституционный Суд РФ как орган судебной власти Можно утверждать, что двадцатилетняя история Конституционного Суда в России показатель становления принципа разделения властей и самоопределения судебной власти как таковой.
С созданием Конституционного Суда судебная власть впервые получила полномочие сказать законодателю "нет" и смогла реально стать его противовесом.

Конституционный Суд РФ в соответствии со ст.
125 Конституции РФ решает вопросы о соответствии законов, нормативных актов центральных и местных органов Конституции РФ, разрешает споры о компетенции между органами государственной власти различных уровней, дает толкование Конституции.
Конституционный Суд РФ — это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Его высшая и главная задача — обеспечение защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод личности, верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории страны.
Деятельность Конституционного Суда РФ по формальным характеристикам отвечает и критериям суда в контексте статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Назначение конституционного судопроизводства видится в защите Конституционным Судом РФ прав и свобод человека и гражданина от нормативных нарушений (а не фактических) путем обеспечения конституционности нормативного правового регулирования общественных отношений; назначение уголовного процесса — в защите личности от преступных посягательств и в справедливом наказании лиц, виновных в совершении преступлений, и в устранении последствий преступления (в тех * 83 I А * *
[стр. 321]

Глава V.
ОРГАНИЗАЦИЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ § 1.
Конституционный Суд Российской Федерации Возникновение и развитие конституционного судопроизводства.
Можно утверждать, что десятилетняя история Конституционного Суда в России показатель становления принципа разделения властей и самоопределения судебной власти как таковой.
С созданием Конституционного Суда судебная власть впервые получила полномочие сказать законодателю "нет" и смогла реально стать его противовесом.

Предвестником конституционного судопроизводства было создание Комитета конституционного надзора в СССР.
Комитет был образован Съездом народных депутатов СССР и действовал на основе Закона, принятого 3 декабря 1989 г.
и введенного в действие с 1 января 1990 г.1 Этот же Закон определял, что в республиках, входившихв состав бывшего СССР, должны быть также образованы органы конституционного надзора уже на базе республиканского законодательства (ст.
2, 5 Закона о конституционном надзоре в СССР).
Первый в истории советского права орган контроля за конституционностью законов и нормативных актов по своему положению и функциям существенно отличался от конституционных судов, действующих во многих странахмира и наделенных полномочиями признавать законы неконституционными и потому не имеющими юридической силы.
Комитет конституционного надзора СССР избирался Съездом народных депутатов на 10 лет, каждые пять лет его состав должен был обновляться наполовину.
Он не имел права признавать антиконституционные законы недействующими и как экспертный, консультативный орган при парламенте должен был направлять свои заключения по поводу проектов нормативных актов, а также действующих законов, принимаемых Съездом народных депутатов СССР, и законов союзных республик на рассмотрение Съезда народных депутатов, который мог утвердить или отклонить заключение Комитета (ст.
19).
Самостоятельной юрисдикцией Комитет обладал только в отношении подзаконных нормативных актов, нарушавших основные права и свободы человека, закрепленные в Конституции и в признанных СССР международных документах.
Заключение Комитета о неконституционности этих актов влекло утрату ими юридической силы.
Вместе с тем практически все вопросы, отнесенные к компетенции Комитета, он мог рассматривать по собственной инициативе.
Таким образом, Комитет функционировал не как орган судебной власти, а как особая структура в системе законодательной власти.
1 Ведомости С Н Д и ВС СССР.
1990.
№ 29.
Ст.
572.

[Back]