Проверяемый текст
Судебная власть / Под ред. И. Л. Петрухина. - М.: ООО «ТК Велби», 2003. - 720 с
[стр. 99]

(представительным) органом государственной власти субъекта Федерации по истечении шести месяцев, а высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) этого субъекта по истечении двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда РФ не будут приняты перечисленные выше связанные с решением Конституционного Суда РФ меры, то подлежит применению механизм ответственности, предусмотренный федеральным законодательством.
В целом все последние новеллы подчеркивают обязательность решений Конституционного Суда
РФ именно для нормотворческих органов и направлены на то, чтобы обеспечить непротиворечивость и конституционность в массиве нормативных текстов.
Конституционный Суд подтверждает факт соответствия или несоответствия какого-либо закона Конституции, и хотя это явление чисто правового порядка, оно может рассматриваться также как особый факт, который имеет преюдициальное значение не только для других судов, но и для законодательных органов
государства.
Окончательность решения Конституционного Суда означает, что это решение после его вступления в силу не может быть отменено или изменено ни самим Судом, ни какими бы то ни было другими органами государственной власти.
Последнее обусловлено компетенцией
организацией конституционной юрисдикции, поскольку кроме Конституционного Суда РФ нет других судебных органов, на которые возлагалась бы задача конституционного контроля на федеральном уровне.
В то же время окончательность решений Конституционного Суда
РФ повышает его ответственность и независимость, а также обеспечивает правовую стабильность.
Это ни в коей мере не может противопоставляться международным обязательствам Российской Федерации как члена Совета Европы хотя бы по той причине, что международно-правовые нормы действуют в РФ непосредственно и имеют приоритет перед внутренним
[стр. 345]

§ 1.
Конституционный Суд Российской Федерации 345 Это правомочие Конституционного Суда является действенным средством реализации правовых позиций суда по вопросам, регулирование которых осуществляется многими субъектами в актах разного уровня, и потому может эффективно служить устранению нарушений Конституции, повторяющихся, например, в законодательстве многих субъектов Федерации.
Таким образом, действует и специфический дополнительный механизм, обеспечивающий в широком смысле исполнение решений Конституционного Суда.
Кроме того, законодатель, исходя из идеи обеспечения исполнения решений Конституционного Суда, внес существенные поправки в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации", касающиеся обязанностей государственных органов и должностных лиц по приведению законов и иных нормативных актов в соответствие с Конституцией РФ в связи с решением Конституционного Суда (ст.
80 ФКЗ о Конституционном Суде в редакции от 15 декабря 2001 г.).
В соответствии с названными изменениями Федерального конституционного закона и О Конституционном Суде Российской Федерации" на Правительство РФ возложена обязанность не позднее трех месяцев после опубликования решения Конституционного Суда внести в Государственную Думу проект нового федерального закона либо законопроект о внесении изменений и дополнений в закон, признанный неконституционным; указанные законопроекты рассматриваются Государственной Думой во внеочередном порядке.
Президент и Правительство также обязаны не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда отменить или изменить свои нормативные госты, если они признаны неконституционными.
Для законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации установлен 6-месячный срок, в течение которого должны быть внесены в связи с решением Конституционного Суда необходимые изменения в Конституцию (устав) субъекта Федерации, отменены или изменены признгшные неконституционными законы субъекта Федерации или приняты новые законы.
Обязанность вносить соответствующий згиконопроект в срок не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда возложена на высшее должностное лицо (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Федергщии.
Он должен также в пределах тех же двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда РФ отменить и свой признанный неконституционным нормативный гост.
Одновременно решен и вопрос об ответственности за неисполнение этих обязанностей: установлено, что если законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации по истечении шести месяцев, а высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) этого субъекта по истечении двух месяцев после

[стр.,346]

346 Глава V.
Организация судебной власти в России опубликования решения Конституционного Суда РФ не будут приняты перечисленные выше связанные с решением Конституционного Суда меры, то подлежит применению механизм ответственности, предусмотренный федеральным законодательством.
Такой механизм закреплен в Федеральном законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 г.
Он включает и предупредительные меры, и меры федерального воздействия, завершающиеся удалением с должности высших должностных лиц органов исполнительной власти субъекта Федерации или роспуском его законодательного органа при уклонении этих органов от исправления нормативных правовых актов, признанных Конституционным Судом РФ противоречащими Конституции РФ.
Этот же механизм призван обеспечивать и отменув установленном порядкедругих основанных на неконституционных актах, воспроизводящих их или имеющих такое же нормативное содержание положений.
Согласно последней редакции ст.
87 ФКЗ о Конституционном Суде, если в течение шести месяцев после опубликования решения Конституционного Суда РФ аналогичный признанному неконституционным нормативный акт не будет отменен или изменен, уполномоченные федеральным законом государственный орган или должностное лицо обязаны принести протест либо обратиться в суд с требованием о признании такого нормативного акта либо договора недействующим, что по существу является решением, дублирующим решение Конституционного Суда о неконституционности такого же по своему содержанию регулирования в других актах.
В целом все последние новеллы подчеркивают обязательность решений Конституционного Суда
именно для нормотворческих органов и направлены на то, чтобы обеспечить непротиворечивость и конституционность в массиве нормативных текстов.
Поэтому в качестве адресатов исполнения решений Конституционного Суда, согласно изменениям, внесенным в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 15 декабря 2001 г., выступают органы, издавшие неконституционные акты, хотя последние после ихпризнания таковыми по решению Конституционного Суда уже устранены из правового поля.
Однако с этим связана и опасность недооценки такого компонента юридической силы решений Конституционного Суда, как их вступление в силу немедленно после провозглашения, а также непосредственное действие, в силу которого они не требуют подтверждения какими-либо другими инстанциями.
Основным правовым последствием решения Конституционного Суда о неконституционности акта, как уже говорилось, является и должно признаваться то, что последний считается с момента вынесения решения Конституционным Судом недействительным.
Для правоприменительной практики это означает, что данный акт

[стр.,348]

348 Глава V.
Организация судебной власти в России Для оценки юридического значения решения Конституционного Суда представляется более подходящим понятие преюдиции, хотя и здесь нет полного соответствия, поскольку под преюдицией понимается неоспоримое значение для других судов первоначального судебного установления фактов.
В конституционном правосудии как бы видоизменяется само понятие факта, который должен признаваться другими судами установленным без нового его исследования.
Конституционный Суд подтверждает факт соответствия или несоответствия какого-либо закона Конституции, и хотя это явление чисто правового порядка, оно может рассматриваться также как особый факт, который имеет преюдициальное значение не только для других судов, но и для законодательных органов.

Последнее вытекает, в частности, из запрета преодолевать решение о содержательной неконституционности закона его повторным принятием.
Причем понятие установленного факта неконституционности нормативного содержания акта не сводится к признанию не соответствующим Конституции правового установления, закрепленного в форме только проверенного судом закона.
Аналогичные по правовому содержанию другие акты также не имеют права на существование с момента вынесения Конституционным Судом решения о неконституционности рассмотренной им нормы.
Преюдициальное значение факта неконституционности нормативного правила влечет невозможность применения другими судами таких же правил, закрепленных в других актах, поскольку все суды обязаны следовать Конституции, а приоритет в ее истолковании, в том числе при оценке конституционности норм, принадлежит Конституционному Суду.
Наряду с общеобязательностью и непосредственным действием решений Конституционного Суда РФ, которыми определяется их юридическая сила в материальном смысле слова, вст.79 ФКЗ о Конституционном Суде закреплены такие характеристики юридической силы решений в процессуальном смысле, как их окончательность, невозможность обжалования и немедленное вступление в силу после провозглашения.
Окончательность решения Конституционного Суда означает, что это решение после его вступления в силу не может быть отменено или изменено ни самим Судом, ни какими бы то ни было другими органами государственной власти.
Последнее обусловлено компетенцией
и организацией конституционной юрисдикции, поскольку кроме Конституционого Суда нет других судебных органов, на которые возлагалась бы задача конституционного контроля на федеральномуровне.
В то же время окончательность решений Конституционного Суда
повышает его ответственность и независимость, а также обеспечивает правовую стабильность.
Создание внутри самого Конституционного Суда "второй инстанции" для перессмотра его решений давало бы повод не достиг

[Back]