Проверяемый текст
Львова, Елена Юлиановна; СОЦИАЛЬНАЯ И ЮРИДИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРЕСТУПЛЕНИЯ (Диссертация 2003)
[стр. 15]

По мнению С.В.
Познышева, "единство преступления предполагает, прежде всего, единство объекта, на который направляется посягательство../’.1 Однако, скорее всего, единство объекта посягательства не может рассматриваться в качестве типичного признака единого преступления, так как, во-первых, общность объекта может иметь место и при множественности преступлений (например, и кража, и грабеж, и мошенничество имеют одинаковый объект).
Во-вторых, единое преступление может быть многообъектным, в таком случае речь уже идет не об одном общем объекте, а об их совокупности.
По мнению А.А.
Герцензона, единым преступное деяние явится в том случае, если лицо совершит деяние, объединенное единым намерением, единой целью, посягающее на единый объект и выражающееся в деятельности, которая несмотря на все ее разнообразие, подчинена единому преступному замыслу, направленному на достижение определенного результата, и в том случае, если это деяние укладывается в признаки, предусмотренные соответствующей нормой Особенной части У К/ По мнению А.М.
Яковлева, обязательным признаком всякого
единого преступления является либо единое действие, либо единое последствие, либо единое и действие, и последствие.
Но единство преступления,
должно устанавливаться на основе как объективного, так и субъективного критериев.
Объективными критериями преступления являются либо единство действия и причинно связанного с ним последствия, либо причинение одного последствия
несколькими однородными действиями, либо наличие множественности последствий при непременном условии однородности этих последствий, которые охватываются одной и той же уголовно правовой нормой.
Субъективный критерий, как считает А.М.
Яковлев, должен дополнить объективный критерий.
Преступление может считаться единым, если имеет место единая форма вины.
Для констатации наличия единого преступления,
необходимо 1Познышев С.В.
Основные начала науки уголовного права.
М., 1912.
С.638.

2Герцензон А.А.
Уголовное право.
М., 1948.
С.
440-441.
[стр. 113]

распадающаяся на несколько раздельных во времени актов, деятельность, 275 направленная на общий объект» Нет единства в понимании этих вопросов и в нашей юридической литературе.
Например, А.А.
Герцензон под единым преступлением подразумевал «действие, выраженное в отдельном волевом акте» либо «ряд одинаковых актов, направленных к единой цели»276.
«Единичным преступное деяние является в том случае, если виновный (или несколько лиц-соучастников) совершит деяние, объединенное единым намерением» единой целью, посягающее на единый объект и выражающееся в деятельности, писал А.А.
Герцензон, —которая несмотря на все ее разнообразие, подчинена единому преступному замыслу, направленному на достижение определенного результата, и в том случае, если это деяние укладывается в признаки, предусмотренные соответствующей нормой Особенной части Уголовного 277 кодекса» Н.Ф.
Кузнецова важнейшими признаками единого преступления считает «единый ущерб» от преступного действия и «единую форму» вины27*.
По мнению А.М.
Яковлева, обязательным признаком всякого
единичного преступления «является либо единичное действие, либо единичное последствие, либо единичное и действие, и последствие».
Но единство преступления,
как полагает А.М.
Яковлев, должно устанавливаться на основе как объективного, так и субъективного критериев.
Объективными критериями преступления являются либо «единство действия и причинно связанного с ним последствия», либо «причинение одного последствия
275 Познышев С.
В.
Основные начала науки уголовного права.
М ., 1912.
С 638.

276 Герцензон А.А.
Квалификация преступления М ., 1947, С.
15, 20.
277 Герцензон А .А У головное право.
М ., 1948 С.
440-444.
278 Кузнецова Н.Ф.
Значение преступных последствий для уголовной ответственности.
С.
77-78.
113

[стр.,114]

несколькими однородными действиями», либо наличие «множественности последствий при непремешюм условии однородности этих последствий, которые охватываются одной и той же уголовно правовой нормой».
Субъективный критерий, как считает А.М.
Яковлев, должен дополнить объективный критерий.
Преступление может считаться единым, если имеет место единая форма вины.
«Для констатации наличия единого преступления,
пишет А.М.
Яковлев, —необходимо также чтобы единству (однородности) действия и единству (однородности) последствия соответствовала единая форма вины»279, А.
А.
Пионтковский полагал, что единое преступление имеет место в тех случаях, когда определенный преступный результат причинен в результате одного действия виновного, но и совершение нескольких действий в ряде случаев вследствие наличия определенной внутренней связи и конечного преступного результата образует единое преступление Следует отметить, что А.М, Яковлев, решая вопрос о критериях единства преступного поведения, исходит из необходимости учитывать как объективный, так и субъективный критерии.
В большинстве же своем криминалисты, рассматривая частные случаи единых преступлений, связывают понятие единого преступления со свойствами отдельных его элементов (объекгивных либо субъективных), но главным образом — с объективной стороной, а «по отдельным элементам единичное преступление, как правильно подчеркивает В.Н.
Кудрявцев, нельзя отличить от множественности преступлений»2*1, поскольку юридические конструкции единых преступлений чрезвычайно разнообразны.
В самом простом случае единое преступление состоит из действия (ст.
287 УК), одного действия и одного последствия (ст.
105 УК).
В других случаях они состоят из 2 Яковлев А М.
Совокупность преступлений.
М ., 1960.
С J 8-22, 280 П ионтковский А.А.
У чение о преступлении.
М , 1961, С.633-633.
281 Кудрявцев В.Н Теоретические основы квалификации преступлений.
С,282; его же.
Обшая теория квалификации преступлений.
С.
280.
114

[Back]