Проверяемый текст
Львова, Елена Юлиановна; СОЦИАЛЬНАЯ И ЮРИДИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРЕСТУПЛЕНИЯ (Диссертация 2003)
[стр. 16]

также чтобы единству (однородности) действия и единству (однородности) последствия соответствовала единая форма вины.1 Следует отмстить, что А.М.
Яковлев, исходит из необходимости учитывать как объективный, так и субъективный критерии.
В большинстве же своем криминалисты, рассматривая частные случаи единых преступлений, связывают понятие единого преступления со свойствами отдельных его элементов
(объективных либо субъективных), но главным образом с объективной стороной, поскольку юридические конструкции единых преступлений чрезвычайно разнообразны.
В самом простом случае единое преступление состоит из
одного действия и одного последствия.
В других случаях оно состоит из нескольких (как тождественных, гак и нетождественных) действий, которые приводят к одному преступному результату, либо к нескольким преступным последствиям.
М.Н.
Стаиовский, трактует единое преступление как "общественно опасное, сознательное и волевое деяние либо систему взаимосвязанных между собой деяний, психологически обусловленных общим мотивом и единой целью и представляющих собой конкретную форму поведения субъекта, причиняющего вред общественным отношениям”." Несмотря на разнообразие юридических конструкций единых преступлений, все они характеризуются важным признаком внутренней взаимосвязанностью его элементов.
В юридической литературе отмечается, что эта связь выражается не в механическом сцеплении разнородных частиц, а в органическом взаимодействии элементов единого преступления, соотносящихся между собой либо как преступная форма и содержание преступления, либо как средство для осуществления преступной цели и сама эта преступная цель, либо как преступное действие и его преступный результат.3
1 Яковлев А.М.
Совокупность преступлений.
М., I960.
С.
18-22.
2 Стаиовский М М Назначение наказания при совокупности преступлений: Автореф.
дисс....канд.юр.наук.
СПб., 1995.
С.8-9.
^Никифоров А.С.
Совокупность преступлений.
М., 1965.
С.
19; Ковалев М.И., Сухарев
Е., Горбуза А.О.
квалификации преступлений по совокупности// Советская юстиция.

1965.
1.
С.
10; Тарарухин С.
А.
Преступное поведение.
Социальные
и психологические черты.
М..
1974.
С.
75.
[стр. 114]

несколькими однородными действиями», либо наличие «множественности последствий при непремешюм условии однородности этих последствий, которые охватываются одной и той же уголовно правовой нормой».
Субъективный критерий, как считает А.М.
Яковлев, должен дополнить объективный критерий.
Преступление может считаться единым, если имеет место единая форма вины.
«Для констатации наличия единого преступления, пишет А.М.
Яковлев, —необходимо также чтобы единству (однородности) действия и единству (однородности) последствия соответствовала единая форма вины»279, А.
А.
Пионтковский полагал, что единое преступление имеет место в тех случаях, когда определенный преступный результат причинен в результате одного действия виновного, но и совершение нескольких действий в ряде случаев вследствие наличия определенной внутренней связи и конечного преступного результата образует единое преступление Следует отметить, что А.М, Яковлев, решая вопрос о критериях единства преступного поведения, исходит из необходимости учитывать как объективный, так и субъективный критерии.
В большинстве же своем криминалисты, рассматривая частные случаи единых преступлений, связывают понятие единого преступления со свойствами отдельных его элементов
(объекгивных либо субъективных), но главным образом — с объективной стороной, а «по отдельным элементам единичное преступление, как правильно подчеркивает В.Н.
Кудрявцев, нельзя отличить от множественности преступлений»2*1, поскольку юридические конструкции единых преступлений чрезвычайно разнообразны.
В самом простом случае единое преступление состоит из
действия (ст.
287 УК), одного действия и одного последствия (ст.
105 УК).
В других случаях они состоят из 2 Яковлев А М.
Совокупность преступлений.
М ., 1960.
С J 8-22, 280 П ионтковский А.А.
У чение о преступлении.
М , 1961, С.633-633.
281 Кудрявцев В.Н Теоретические основы квалификации преступлений.
С,282; его же.
Обшая теория квалификации преступлений.
С.
280.
114

[стр.,115]

нескольких (как тождественных, так и нетождественных) действий, которые приводят к одному преступному результату (ст.
200 УК), либо к нескольким преступным последствиям (ст.
213 УК).
Несмотря на разнообразие юридических конструкций единых преступлений, все они характеризуются важным признаком внутренней взаимосвязанностью его элементов.
В юридической литературе отмечается, что эта связь выражается не в механическом сцеплении разнородных частиц, а в органическом взаимодействии элементов единого преступления, соотносящихся между собой либо как преступная форма и содержание преступления, либо как средство для осуществления преступной цели и сама эта преступная цель, либо как преступное действие и его преступный результат .

Наконец, отдельные эпизоды единого преступления могут быть звеньями (этапами) осуществления одного преступного плана (например, когда крупный ущерб причиняется в результате нескольких эпизодов хищения).
Однако судебно-следственная практика показывает, что только внутренней взаимосвязи недостаточно для признания преступления единым, поскольку несколько преступных действий могут быть звеньями (этапами) одного преступного намерения.
Видимо, законодатель, признавая то или иное преступное поведение единым преступлением, учитывает и другие, более важные основания.
Эти основания, по мнению В.Н.
Кудрявцева, имеют криминологическую природу и учитыкаются законодателем при построении норм Особенной части.
В основе признания того или иного поступка или группы человеческих поступков единым преступлением, а, следовательно, и в основе конструкции нормы Особенной части, его предусматривающей, лежат специальные 2g2 Никифоров А.С.
Совокупность преступлений.
М ., 1965.
С.
19; Ковалев М .
И , Сухарев
£ ., Горбуза А.
0 квалификации преступлений по совокупности// Советская юстиция.
1965.
].
С.
10; Тарарухин С.А.
Преступное поведение.
Социальные
к психологические черты.
М .
, 1974.
С.
75.
115

[стр.,128]

преступные действия, что здесь произвольное усмотрение, подбор случайно совпавших элементов или же детальный анализ преступления как естественного явления, существующего в объективной действительности и представленного в различных сочетаниях объективных признаков, является необходимым условием в установлении правильной квалификации содеянного.
В юридической литературе существует мнение, согласно которому связь между преступными действиями выражается не в механическом сцеплении разнородных частиц, а в органическом взаимодействии элементов единого преступления, соотносящихся между собой либо как преступная форма и основное содержание преступления, либо как цель и средство преступления, либо как преступное действие и его результат Изучение отдельных уголовно-правовых норм подтверждает правильность этого мнения.
Как преступная форма и основное содержание преступления соотносятся, например, преступные действия в таких составных преступлениях как массовые беспорядки, хулиганство, сопровождаемое нанесением побоев или телесных повреждений* либо связанное с сопротивлением представителю власти Как цель и средство соотносятся преступные действия, например, в таких составных преступлениях как разбойное нападение с целью завладения чужим имуществом.
В этом преступлении нападение на лицо, в ведении которого находится имущество, является средством завладения чужим имуществом.
В таких составных преступлениях как, например, предусмотренных ч.
т.
167, ч.
3 ст.
123 УК преступное действие и его последствия соотносятся между собой как преступное действие и его преступный результат.
Составное преступление, как единое сложное, сохраняется до тех пор, пока отраженное в законе соотношение элементов сложного преступления не 308 Никифоров А С.
Совокупность преступлений С 19; Ковалев М ., Сухарев Е ,, Горбуза А О квалификации преступлений по совокупности// Сов.
юстиция.

1976.
№ 15.
С.
10 и др.
128

[Back]