передать не только умственное богатство, накопленное поколениями, но и нравственные устои, традиции, духовные ценности, историческую память. Все это воспитывает иммунитет против духовного обнищания, национальной нивелированности, обуславливает развитие и открытость культурам других народов. Развитие любого этноса не может осуществляться в условиях культурной, бытовой, языковой изоляции от соседских и отдельных этносов. Школа должна быть фактором гармонизации общественных и межнациональных отношений. Национальная модель образования выстраивается с учетом региональных особенностей территории обитания. Как использовать ставшие бесценными духовные ценности в условиях возрождения национальной культуры и саморазвития народа? Специфический детский опыт, как подчеркивает И. С. Кон, необходимая предпосылка для поддержания соответствующих культурных черт. Как только меняются эти детские переживания, исчезают связанные с ними черты культуры. Их сохранение и воссоздание одна из важнейших задач семейного и школьного воспитания. Развитие школы на основе народной педагогики, поликультурного образования, национального искусства, нравственно-эстетических идеалов народа один из главных путей ее обновления. Это отвечает уже достаточно ясно осознанной потребности людей развивать в своих детях устойчивый интерес к содержанию разнообразных норм народного творчества (прикладное народное искусство, устные фольклорные состязания, спортивные народные игры, песенное творчество, игра на национальных музыкальных инструментах, танцы и т.д.). Однако, по нашему глубокому убеждению, конкретные национальные особенности нельзя абсолютизировать, отрывать от опередившей реальной истории, трактовать как нечто известное и фатальное. Опыт одного народа всегда в чем-то богаче опыта других, и это обусловливает особое значение взаимопроникновения, взаимопознания и взаимообогащения культур. 148 |
полноценного владения родным языком”, предполагает сравнительный анализ и обобщение традиционного и инновационного педагогического опыта различных регионов, выявление конкретных подходов к содержанию, методам, средствам обучения в школе-лицее. Для этого необходимо освоить иную культуру; опираясь на творческое сотрудничество с коллегами самых разных национальностей, школ, регионов, сделать сравнительный анализ традиционных методов воспитания Северо-Кавказских народов, населяющих данный регион, в конечном итоге утвердить общую гуманистическую идею целостного мира, уважения прав человека, общности судеб всех народов, межнациональной солидарности и межэтнической гармонии. Концепция национальной инновационной школы требует серьезного подхода к внедрению в учебно-воспитательный процесс национально-регионального компонента. В современном содержании общего образования и методах обучения даже природоведение (естествознание) в начальной школе строится без учета особенностей региона, не говоря о других предметах. Что же касается места родного языка в обучении, то его игнорирование в прошлом делало весь процесс обучения не только антинациональным, но и противоестественным. В основе идеи национального образования лежит национальная сущность народа, его государственное сознание, верность традициям. Современная школа должна передать не только умственное богатство, накопленное поколениями, но и нравственные устои, традиции, духовные ценности, историческую память. Все это воспитывает иммунитет против духовного обнищания, национальной нивелированности, обуславливает развитие и открытость культурам других народов. Развитие любого этноса не может осуществляться в условиях культурной, бытовой, языковой изоляции от соседских и отдельных этносов. Школа должна быть фактором гармонизации общественных и межнациональных отношений. Национальная модель образования выстраивается с учетом региональных особенностей территории обитания. Как использовать ставшие бесценными духовные ценности в условиях возрождения национальной культуры и саморазвития народа? Специфический детский опыт, как подчеркивает И. С. Кон, необходимая предпосылка для поддержания соответствующих культурных черт. Как только меняются эти детские переживания, исчезают связанные с ними черты культуры. Их сохранение и воссоздание одна из важнейших задач семейного и школьного воспитания. Развитие школы на основе народной педагогики, поликультурного образования, национального искусства, нравственно-эстетических идеалов народа один из главных путей ее обновления. Это отвечает уже достаточно ясно осознанной потребности людей развивать в своих детях устойчивый интерес к содержанию разнообразных форм народного творчества (прикладное народное искусство, устные фольклорные состязания, спортивные народные игры, песенное творчество, игра на национальных музыкальных инструментах, танцы и т.д.). Однако, по нашему глубокому убеждению, конкретные национальные особенности нельзя абсолютизировать, отрывать от опередившей реальной истории, трактовать как нечто известное и фатальное. Опыт одного народа всегда в чем-то богаче опыта других, и это обусловливает особое значение взаимопроникновения, взаимопознания и взаимообогащения культур. Конечно, современному учителю инновационного образовательного учреждения необходимо знать национальные традиции и обычаи, влияющие на детей, на одни опираться в воспитательной |