Проверяемый текст
Саранов, Алексей Михайлович; Теоретические основы становления и развития инновационных образовательных систем (Диссертация 2000)
[стр. 25]

гимназических значков и ожесточенное топтание их ногами.
Рассказывая об учителях, их удачных и неудачных приемах, а порой и о чудачествах, С.М.
Богословский рисует попутно яркие картинки из школьной жизни: пустой урок под наблюдением надзирателя «Лаврюхи», завтрак во время большой перемены в тесном и душном помещении раздевалки (зала в школе не было) за разные проступки и шалость предусматривались наказания, которые, в свою очередь, выливались в особую систему, они
градуировались соответственно тяжести содеянного: стояние «столбом», встать к «стене», наказание у «позорного столба», оставление на час после уроков, что предусматривало занесение наказания в «кондуит», из чего следовало сбавление балла за поведение, самое страшное отчисление из гимназии.
[26, 45].
Подобное положение было характерно практически для всех государственных учебных заведений, которое прогрессивные педагоги стремились изменить, сломать существующий казенный дух в учебных заведениях, свидетельство этому — анализ исторических документов и источников, научной литературы, мемуарных воспоминаний.
Они убедительно показывают, что в российской педагогической науке и практике конца XIX начала XX в.
шел интенсивный инновационный поиск в области воспитания и образования
на основе гуманистических идеалов.
Проблема
гумапизма первоначально сфо]эмировалась в философской и общественно-педагогической мысли, а затем стала оказывать влияние на педагогическую теорию и практику.
Наиболее цельное воплощение в российской общественно-педагогической мысли понятие «гуманизм» получило в конце XIX начале XX в.,
отмеченное в анналах Всемирной истории как «серебряный век русской культуры».
Именно в этот период на его основе
было сформировано понятие «гуманистическая педагогика».
Первые попытки его осмысления с целью выявления новых подходов к воспитанию и образованию были предприняты
ещё в дооктябрьский период 25
[стр. 101]

Проведенный анализ становления гимназического образования в России У позволяет выделить одну из тенденций инновационного развития системы образования.
Система образования как социальный институт государства и общества требует постоянных преобразований, реформирования.
Однако стратегии реформирования могут быть разными.
В анализируемый период доминировала стратегия реформирования "сверху", от государства, и она вела к нивелированию, унификации, единообразию в идеологии образования, что приводило к закрытости школы, казенщине, бюрократизму.
Приведем одно из многочисленных воспоминаний современников об обучении в казенной классической гимназии.
Так, С.М.
Богословский, выдающийся санитарный врач и статистик, в "Воспомина* ниях о гимназии" сумел дать яркую характеристику 5-й московской гимназии в толстовско-деляновскую эпоху с ее "классическим кошмаром" (36), Автор воспоминаний учился в этой гимназии в 1879—1887 годах.
Для того времени было типичным вспоминает С.М.Богословский: "Преподаватели древних языков — чехи, едва говорившие на русском языке и душившие учеников грамматикой и бесконечными переводами, так называемыми "экстемполяриями"; надзиратели, которые, в первую очередь занимались подслушиванием разговоров и доносами начальству".
Автором образно воспроизведена душная атмосфера классических гимназии — вечная, непримиримая вражда между учителями льи гимназистами, сыскные приемы выслеживания и прослушивания, применявшиеся инспекторами и надзирателями, изнурительный страх перед контрольными и экзаменами и, наконец, бурная радость после окончания школы с пляской на глазах у изумленного надзирателя, который ничего уже не в состоянии сделать с "нарушителями дисциплины", срывание с фуражек гимназических значков и ожесточенное топтание их ногами.
Рассказывая об учителях, их удачных и неудачных приемах, а порой и о чудачествах, С.М.Богословский рисует попутно яркие картинки из школьной жизни: пустой урок под наблюдением надзирателя "Лаврюхи", завтрак во время большой перемены в тесном и душном помещении % раздевалки (зала в школе не было).
За разные проступки и шалость предусматривались наказания, которые, в свою очередь, выливались в особую систему, они
101

[стр.,102]

градуировались соответственно тяжести содеянного: стояние "столбом”, встать к "стене", наказание "у позорного столба", оставление на час после уроков, что предусматривало занесение наказания в "кондуит", из чего следовало сбавление балла за поведение, самое страшное — отчисление из гимназии (36).
Подобное положение дел было характерно практически для всех государственных учебных заведений, которое прогрессивные педагоги стремились изменить, сломать существующий казенный дух в учебных заведениях.
Этому свидетельствует анализ исторических документов и источников, научной литературы, мемуарных воспоминаний.
Они убедительно показывают, что в российской педагогической науке и практике конца XIX — начала XX в.
шел интенсивный инновационный поиск в области воспитания и образования
человека на основе гуманистических идеалов.
Проблема
гуманизма первоначально сформировалась в философской и общественно-педагогической мысли, а затем стала оказывать влияние на педагогическую теорию и практику.
Понятие "гуманизм" впервые появилось в эпоху Античности, позднее во второй половине XIV— первой половине XV в., т.е.
в период расцвета эпохи Возрождения оно оформилось в ведущее мировоззренческое течение.
В это время гуманистическое мировоззрение строится вокруг одного центра — человека.
Само понятие выступает в качестве призмы, через которую рассматриваются сущностные характеристики человека — его добродетель и ученость.
Именно этот антропоцентрический характер гуманизма явился основополагающим моментом в его дальнейшем развитии.
Наиболее цельное воплощение в российской общественнопедагогической мысли понятие "гуманизм" получило в конце XIX — начале XX в.,
отмеченного в анналах всемирной истории как "серебряный век русской культуры".
Именно в этот период на его основе
формируется понятие "гуманистическая педагогика".
Первые попытки его осмысления, с целью выявления новых подходов к воспитанию и образованию, были предприняты
еще в дооктябрьский период в работах М.
Демкова, П.
Каптерева, А.
Медведкова, В.
Чернолусскова.

[Back]