направленности в педагогике. Создание на её основе учебных заведений нового типа в России конца XIX начала XX века позволило сделать ряд предположений. Анализ показал, что в общественно-философской мысли России конца XIXначала XX в. мы наблюдаем формирование активного интереса к вопросам существования человека, его самоценности и свободы в обществе. Социальные характеристики человека выделяются как условия взаимодействия личности и общества, в котором сущность человека рассматривается через глубокое понимание его внутреннего мира. На этой основе формируется понятие «гуманизм», в котором концентрируется целостный взгляд на человека. Его сущностными характеристиками являются общечеловеческие (любовь к человеку, вера в человека, уважение к человеку); демократические (свобода и народность); формирующие личность (совершенствование личности, стремление к самосовершенствованию). Проблему человека общественно философская мысль России пыталась решить различными путями. В русском гуманизме, по мнению многих современных историков и философов, отчетливо выделяются два пласта: Гуманизм светский, или народный, ставший в последствии народническоинтеллигентским. Религиозный гуманизм, который в основном развивался и эволюционировал в рамках богословия. В первой половине XIX века идеи о человеке и смысле его существования нашли свое отражение не только в русской православной традиции, но и в новом светском подходе, который проявился во взглядах революционных демократов, видевших сущность гуманности в том, чтобы к другим людям относиться так, как к самому себе, учитывая права, свободу, счастье и достоинство личности. Наиболее ярко это понятие охарактеризовал В.Г Белинский, который писал, что «Гуманность есть человеколюбие, но развитое сознанием и образованием» [16, 73]. Взгляды революционных 27 |
существования человека, его самоценности и свободы в обществе. Социальные характеристики человека выделяются как условие взаимодействия личности и общества, общества, в котором сущность человека рассматривается через глубокое понимание его внутреннего мира. На этой основе формируется понятие "гуманизм", в котором концентрируется целостный взгляд на человека. Его сущностными характеристиками являются: общечеловеческие (любовь к человеку, вера в человека, уважение к человеку); демократические (свобода и народность); формирующие личность (усовершенствование личности, стремление к самосовершенствованию). Проблему человека общественно-философская мысль России пыталась решить различными путями. В русском гуманизме, по мнению многих современных историков и философов, отчетливо выделяются два пласта: гуманизм светский или народный, ставший впоследствии народническо-интеллигентским; религиозный гуманизм, который в основном развивался и эволюционировал в рамках богословия. В первой половине XIX века идеи о человеке и смысле его существования нашли свое отражение не только в русской православной традиции, но и в новом светском подходе во взглядах на человека. Этот подход проявился во взглядах революционных демократов, которые сущность гуманности видели в том, чтобы к другим людям относиться как к самому себе, учитывая права, свободу, счастье и достоинство личности. Наиболее ярко это понятие охарактеризовал В.Г. Белинский, который пишет, что "Гуманность есть человеколюбие, но развитое сознанием и образованием" (22. С. 116). Взгляды революционных демократов об уважении к человеку вообще в педагогике представлены идеей уважения ребенка: "Мы требуем, писал H.A. Добролюбов, чтобы воспитатели высказывали более уважения к человеческой природе и старались о развитии, а не о подавлении внутреннего человека в своих воспитанниках, и чтобы воспитание стремилось сделать человека нравственным — не по привычке, а по сознанию и убеждению" (103, т. 3, С. 24). Как видим, представители революционнодемократического направления в поисках гуманизма выделяют уважение к человеческой личности, демократизм, народность, неотделимость личного счастья от |