Проверяемый текст
Саранов, Алексей Михайлович; Теоретические основы становления и развития инновационных образовательных систем (Диссертация 2000)
[стр. 28]

демократов об уважении к человеку в педагогике представлены идеей уважения ребенка: «Мы требуем, писал H.A.
Добролюбов, чтобы воспитатели высказывали более уважения к человеческой природе и старались о развитии, а не о подавлении внутреннего человека в своих воспитанниках и чтобы воспитание стремилось сделать человека нравственным не по привычке, а по сознанию и убеждению»
[70, 81].
Как видим, представители революционно-демократического направления в поисках гуманизма
выделяли уважение к человеческой личности, демократизм, народность, неотделимость личного счастья от общественного блага, признания прав и свобод человека, необходимость общечеловеческого образования.
Между светским и религиозным пониманием гуманизма не было четких граней: взгляды одних мыслителей часто перекликались с другими, взаимодополняли, сходились в некоторых вопросах.
Подтверждением этому является религиозно-нравственное учение
JI.
Н.
Толстого, ценность и гуманистический характер
которого заключается в том, что оно направлено на человека и для человека, для его нравственного самосовершенствования.
Нравственное и духовное развитие личности, по его мнению, приведет к становлению и развитию нравственно здорового общества.
Одним из таких путей он считал образование, сущность которого определялась им предельно широко: «Образование в самом общем смысле, обнимающее и воспитание, по нашему убеждению, есть та деятельность человека, которая имеет основанием потребность к равенству и неизменный закон движения вперед образования».

[213, 152].
Говоря об образовании, JI.H.
Толстой говорил об образовании народа и о роли государства в этом процессе.
Будучи органической частью государства, образование, по
его мнению, не может рассматриваться отдельно от государственной системы и политики государства.
Образование хорошо только тогда, когда
осознает те основные законы, которыми живет 28
[стр. 104]

существования человека, его самоценности и свободы в обществе.
Социальные характеристики человека выделяются как условие взаимодействия личности и общества, общества, в котором сущность человека рассматривается через глубокое понимание его внутреннего мира.
На этой основе формируется понятие "гуманизм", в котором концентрируется целостный взгляд на человека.
Его сущностными характеристиками являются: общечеловеческие (любовь к человеку, вера в человека, уважение к человеку); демократические (свобода и народность); формирующие личность (усовершенствование личности, стремление к самосовершенствованию).
Проблему человека общественно-философская мысль России пыталась решить различными путями.
В русском гуманизме, по мнению многих современных историков и философов, отчетливо выделяются два пласта: гуманизм светский или народный, ставший впоследствии народническо-интеллигентским; религиозный гуманизм, который в основном развивался и эволюционировал в рамках богословия.
В первой половине XIX века идеи о человеке и смысле его существования нашли свое отражение не только в русской православной традиции, но и в новом светском подходе во взглядах на человека.
Этот подход проявился во взглядах революционных демократов, которые сущность гуманности видели в том, чтобы к другим людям относиться как к самому себе, учитывая права, свободу, счастье и достоинство личности.
Наиболее ярко это понятие охарактеризовал В.Г.
Белинский, который пишет, что "Гуманность есть человеколюбие, но развитое сознанием и образованием" (22.
С.
116).
Взгляды революционных демократов об уважении к человеку вообще в педагогике представлены идеей уважения ребенка: "Мы требуем, писал H.A.
Добролюбов, чтобы воспитатели высказывали более уважения к человеческой природе и старались о развитии, а не о подавлении внутреннего человека в своих воспитанниках, и чтобы воспитание стремилось сделать человека нравственным — не по привычке, а по сознанию и убеждению"
(103, т.
3, С.
24).
Как видим, представители революционнодемократического направления в поисках гуманизма
выделяют уважение к человеческой личности, демократизм, народность, неотделимость личного счастья от

[стр.,105]

общественного блага, признание прав и свобод человека, необходимость общечеловеческого образования.
Между светским и религиозным пониманием гуманизма не было четких граней, взгляды одних мыслителей часто перекликались с другими, взаимодополняли, сходились в некоторых вопросах.
Подтверждением этому является религиозно нравственное учение
Л.Н.
Толстого.
Ценность и гуманистический характер
религиозно нравственного учения Л.Н.
Толстого заключается в том, что оно направлено на человека и для человека, для его нравственного самосовершенствования.
Нравственное и духовное развитие личности, по его мнению, приведет к становлению и развитию нравственно здорового общества.
Одним из таких путей он считал образование, сущность которого определялась им предельно широко: "Образование в самом общем смысле, обнимающее и воспитание, по нашему убеждению, есть та деятельность человека, которая имеет основанием потребность к равенству и неизменный закон движения вперед образования"
(331, т.
8, с.
25).
Говоря об образовании, Л.Н.
Толстой говорит и об образовании народа и о роли государства в этом образовании.
Будучи органической частью государства, образование, по
мнению Л.Н.
Толстого, не может рассматриваться отдельно от государственной системы и политики государства.
Образование хорошо только тогда, когда
оно осознает те основные законы, которыми живет народ.
До тех пор пока образование будет принудительным, навязанным народу сверху, образовывающийся не может и не имеет права свободно выражать свое отношение к тому, чему его учат и как его учат.
По мнению Л.Н.
Толстого, образование есть жизнь, а цель жизни — образование.
Л.Н.
Толстой развитие человека гуманного понимает как путь самоочищения, самосовершенствования, возможность жертвенности и даже страданий, принимаемых в искупление своего несовершенства.
По этому пути человека ведут доброта, милосердие, совестливость, чувство собственного достоинства.
Гуманный человек всегда думает, как скажутся его слово или поступок на окружающих его людях.
Он обращается с ними так, как ему хотелось бы, чтобы обращались с ним самим.

[Back]