Проверяемый текст
Саранов, Алексей Михайлович; Теоретические основы становления и развития инновационных образовательных систем (Диссертация 2000)
[стр. 29]

народ.
До тех пор пока образование не будет принудительным, навязанным народу сверху, образовывающийся и не может и не имеет право свободно выражать свое отношение к тому, чему его учат и как его учат.
По мнению Л.Н.
Толстого, образование есть жизнь, а цель жизни образование.

Развитие человека гуманного он понимает как путь самоочищения, самосовершенствования, возможность жертвенности и даже страданий, принимаемых во искупление своего несовершенства.
По этому пути человека ведут доброта, милосердие, совестливость, чувство собственного достоинства.
Гуманный человек всегда думает, как скажутся его
слова или поступок на окружающих его людях.
Он обращается с ними так, как ему хотелось бы, чтобы обращались с ним самим.

Религиозно-нравственное учение Л.Н.
Толстого
о смысле жизни и нравственном поведении человека было продолжено
В.
С.
Соловьевым, который развил его на основе идеи свободы личности.
Он подчеркивал, что «Современный человек
осознает себя внутренне свободным, сознает себя выше всякого внешнего, от него независящего начала, утверждает себя центром всего, и между тем в действительности является только одной бесконечно малой и исчезающей точкой на мировой окружности» [202, 102].
Таким образом, B.C.
Соловьев внес свой вклад в обновление христианского понимания гуманного человека, противопоставляя
его идеологии смирения свободного, деятельного человека, проникнутого любовью к ближнему.
Интеграцию религиозных и светских начал в понимании сущности гуманизма, основанную на общечеловеческих ценностях русской философии, предпринял H.A.
Бердяев.
Интересующий нас период
он описал в «Русской идее», где определил XIX век как «наиболее характеризующий русскую идею и русское призвание».
Русский гуманизм
Н.А.
Бердяев отличает от западноевропейского, так как в России часто гуманизм путали с гуманитаризмом и связывали с религией человечества Х1Хв.
Он подчеркивал, что «русским был понятнее гуманизм христианский»
29
[стр. 105]

общественного блага, признание прав и свобод человека, необходимость общечеловеческого образования.
Между светским и религиозным пониманием гуманизма не было четких граней, взгляды одних мыслителей часто перекликались с другими, взаимодополняли, сходились в некоторых вопросах.
Подтверждением этому является религиозно нравственное учение Л.Н.
Толстого.

Ценность и гуманистический характер религиозно нравственного учения Л.Н.
Толстого заключается в том, что оно направлено на человека и для человека, для его нравственного самосовершенствования.
Нравственное и духовное развитие личности, по его мнению, приведет к становлению и развитию нравственно здорового общества.
Одним из таких путей он считал образование, сущность которого определялась им предельно широко: "Образование в самом общем смысле, обнимающее и воспитание, по нашему убеждению, есть та деятельность человека, которая имеет основанием потребность к равенству и неизменный закон движения вперед образования" (331, т.
8, с.
25).
Говоря об образовании, Л.Н.
Толстой говорит и об образовании народа и о роли государства в этом образовании.
Будучи органической частью государства, образование, по мнению Л.Н.
Толстого, не может рассматриваться отдельно от государственной системы и политики государства.
Образование хорошо только тогда, когда оно осознает те основные законы, которыми живет народ.
До тех пор пока образование будет принудительным, навязанным народу сверху, образовывающийся не может и не имеет права свободно выражать свое отношение к тому, чему его учат и как его учат.
По мнению Л.Н.
Толстого, образование есть жизнь, а цель жизни — образование.

Л.Н.
Толстой развитие человека гуманного понимает как путь самоочищения, самосовершенствования, возможность жертвенности и даже страданий, принимаемых в искупление своего несовершенства.
По этому пути человека ведут доброта, милосердие, совестливость, чувство собственного достоинства.
Гуманный человек всегда думает, как скажутся его
слово или поступок на окружающих его людях.
Он обращается с ними так, как ему хотелось бы, чтобы обращались с ним самим.


[стр.,106]

Религиозно нравственное учение Л.Н.
Толстого о смысле жизни и нравственном поведении человека было продолжено
B.C.
Соловьевым, который развил его на основе идеи свободы личности.
Он подчеркивал, что "Современный человек
сознает себя внутренне свободным, сознает себя выше всякого внешнего, от него независящего начала, утверждает себя центром всего, и между тем в действительности является только одной, бесконечно малой и исчезающей точкой на мировой окружности" (311, т.
2, с.
20).
Таким образом, B.C.
Соловьев внес свой вклад в обновление христианского понимания гуманного человека, противопоставляя
идеологии смирения свободного, деятельного человека, проникнутого любовью к ближнему.
Интеграцию религиозных и светских начал в понимании сущности гуманизма, основанную на общечеловеческих ценностях русской философии, предпринял H.A.
Бердяев.
Интересующий нас период
H.A.
Бердяев описал в "Русской идее", где он характеризует XIX век как "наиболее характеризующий русскую идею и русское призвание".
Русский гуманизм
H.A.
Бердяев отличает от западноевропейского, т.к.
в России часто гуманизм путали с гуманитаризмом и связывали с религией человечества
XIX века.
Он подчеркивал, что "русским был понятнее гуманизм христианский"
(26, С.
45).
Но хотя России и не был свойственен гуманизм западноевропейский (ренессансный), ей свойственна была человечность, т.е.
то, что иногда называется гуманитаризмом, т.к.
именно человечность была всегда одной из характерных русских черт.
"Лучшие русские люди в верхнем культурном слое и в народе не выносят смертной казни и жестоких наказаний, жалеют преступника...
Жалость к падшим, к униженным и оскорбленным, сострадательность — очень русские черты" (26.
с.
119).
H.A.
Бердяев считал, что в русской христианской мысли XIX века приоткрывалось что-то новое о человеке, и гуманизм, по мнению Бердяева, "христианского происхождения" и имеет под собой исключительно христианскую и народную основу (26, с.
218).
H.A.
Бердяев, поставив человека в центр внимания философской науки, выступал за приоритет человека перед обществом, т.к.
человек — это "дитя божье и дитя свободы" (26, с.
34).
Таким образом, философско-религиозные идеи о любви и

[Back]