Проверяемый текст
Саранов, Алексей Михайлович; Теоретические основы становления и развития инновационных образовательных систем (Диссертация 2000)
[стр. 33]

приоритетности народного образования для развития общества в целом: «Народное образование в настоящее время для нас, русских людей, есть единственная сознательная деятельность для достижения наибольшего счастья всего человечества» [212, 142].
Он выступил против принуждения в воспитании и образовании и выдвинул мотив свободы, который сыграл
огромную роль в педагогике XX в., провозгласил принцип новой педагогики свобода детям, который стал тезисом общественно педагогического движения.
Кредо Л.Н.
Толстого любовь к ребенку, «право свободного развития каждой личности»
[213, 167].
Главный принцип в обучении и воспитании свобода.

В своем учении Л.Н.
Толстой идет от природы ребенка, считая её первичной, а воспитание и образование вторичным: «Мы так мало умеем понимать и ценить первобытную красоту ребенка, что мы скорее раздумываем, закрепляем кидающиеся нам в глаза неправильности, исправляем, воспитываем ребенка» [Там же.
С.32] Уважая личность ребенка, педагог опирался на его потребности и интерес к учению.
Он был против навязывания знаний
ученику вопреки его желанию, так как такое образование и воспитание лишено смысла и значения, подчеркивал Л.Н.
Толстой.
Уважение человеческого достоинства учащегося и признание его прав
он связывал с уважением детской природы.
Здесь Л.Н.
Толстой
придерживался одного из важнейших принципов свободного воспитания принципа природосообразности.
Он
выступал против насилия, т.к.
оно используется « вследствие поспешности и недостатка уважения к человеческой природе...
Школьники —люди, хотя и маленькие люди, имеющие те же потребности, какие и мы, и теми же путями мыслящие»
[Там же.
С.
138].
Л.Н.
Толстой подчеркивал ведущее значение жизни и общества для школьного образования: «Везде главная часть образования народа приобретается не из школы, а из жизни.
Там, где жизнь поучительна, как в Лондоне, Париже и вообще в больших городах, народ образован; там, где
33
[стр. 109]

К.Д.
Ушинский определил гуманистическое содержание принципа народности: знать ребенка, понимать душу ребенка, верить в способности и силы ученика, опираться на стремление ребенка к активной деятельности.
Как видим, К.Д.
Ушинский закладывает основы личностного подхода в воспитании и образовании, в котором интерес к природе ребенка, его склонностям и потребностям основан, прежде всего, на уважении личности, вере в "святость детства" и понимание души ребенка.
Личностный подход К.Д.
Ушинского основывается на стремлении ребенка к деятельности сознательной и свободной, т.к.
она заложена в человеке изначально от рождения.
Именно создание условий для свободной творческой деятельности способно дать толчок для саморазвития, самовоспитания и самообразования.
Он говорит о том, что задача воспитателя состоит в том, чтобы создать условия для свободной деятельности и научиться отличать упрямство, каприз от потребности к свободной деятельности, и он должен воспитать сильное стремление к свободе и не дать развиться склонности к своеволию и произволу.
Вышеизложенные гуманистические идеи Н.И.
Пирогова и К.Д.
Ушинского стали знамением развернувшегося общественнопедагогического движения в 60-х годах XIX в.
и послужили толчком для инновационных поисков в педагогической науке и практике конца XIX — начала XX в.
Общественно-педагогическое движение не только выступало в рамках европейской мировоззренческой позиции, согласно которой подлинный гуманизм в обществе невозможен без свободной независимой личности, но и имело явный российский характер, т.к.
опиралось на идеи, выработанные педагогами в первой половине XIX века — последней трети XIX века.
Продолжателем идей Н.И.
Пирогова и К.Д.Ушинского можно считать Л.Н.
Толстого, который поставил задачу приоритетности народного образования для развития общества в целом: "Народное образование в настоящее время для нас, русских людей, есть единственная сознательная деятельность для достижения наибольшего счастья всего человечества" (332.
т.
14, с.
405).
Он выступил против принуждения в воспитании и образовании и выдвинул мотив свободы, который сыграл
такую огромную

[стр.,110]

роль в педагогике XX века.
Он провозгласил принцип новой педагогики — "свобода детям", который стал тезисом общественно-педагогического движения.
Кредо Л.Н.
Толстого — любовь к ребенку, "право свободного развития каждой личности"
(332.
т.
17, С.ЗО).
Главный принцип в обучении и воспитании свобода.

Л.Н.
Толстой в своем учении идет от природы ребенка, считая ее первичной, а воспитание и образования вторичным: "Мы так мало умеем понимать и ценить первобытную красоту ребенка, что мы скорее раздуваем, закрепляем кидающиеся нам в глаза неправильности, исправляем, воспитываем ребенка..." (332.
т.
17, С.
32).
Уважая личность ребенка, педагог опирался на его потребности и интерес к учению.
Он был против навязывания знаний
вопреки желанию ученика, т.к.
такое образование и воспитание лишено смысла и значения.

Чтобы ребенок учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно, чтобы ребенок учился охотно, нужно, чтобы обучение было понятно и занимательно и чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях.
Уважение человеческого достоинства учащегося и признание его прав
связано педагогом с уважением детской природы.
Здесь Л.Н.
Толстой
придерживается одного из важнейших принципов свободного воспитания — принципа природосообразности.
Он
выступает против насилия, т.к.
оно используется "вследствие поспешности и недостатка уважения к человеческой природе...
Школьники — люди, хотя и маленькие люди, имеющие те же потребности, какие и мы, и теми же путями мыслящие"
(333, С.
138).
Л.Н.
Толстой подчеркивает ведущее значение жизни и общества для школьного образования: "Везде главная часть образования народа приобретается не из школы, а из жизни.
Там, где жизнь поучительна, как в Лондоне, Париже и вообще, в больших городах, народ образован; там, где
жизнь не поучительна, как в деревнях, народ не образован, несмотря на то, что школы совершенно одинаковы, как тут, так и там" (333, С.
38).
Сравнивая теорию свободного воспитания Л.Н.Толстого и Ж.Ж.Руссо, известный ученый педагог, философ С.И.
Гессен отмечал: "Известно, что Тол

[Back]