Проверяемый текст
Саранов, Алексей Михайлович; Теоретические основы становления и развития инновационных образовательных систем (Диссертация 2000)
[стр. 36]

— это не та, где только учатся, она должна охватывать все стороны жизни человека: «стать также мастерской, местом производительного физического труда и местом полного удовлетворения всех общественных, эстетических, нравственных и других запросов ребенка» [43, 143].
Он выступает за единство гармонии и целей жизни ребенка в школе.
Ребенок является истинным субъектом всех образовательно-воспитательных процессов.
Педагог должен видеть в учениках продолжателей духовной работы, совершаемой человечеством.
Поэтому, подобно тому, как человечество искало, творило, создавало, открывало, дайте возможность и детям искать, творить, создавать, открывать
[43, 167].
Зародившиеся на рубеже XIX и XX веков экономические, политические и философско-экономические процессы привели к тому, что в начале XX века в российской педагогике оформился идеал гуманной демократической школы, ориентированной на личность.
Дальнейшее развитие гуманистических взглядов на ребенка наиболее целостно
проявилось в антропологическом подходе к вопросам воспитания и образования.
Видные ученые этого периода П.Ф.
Каптерев и П.Ф.
Лесгафт, являясь продолжателями идей К.Д.
Ушинского, считали, что все науки о человеке должны служить целостному философско-педагогическому знанию о душе, о теле, о назначении человека и
быть теоретической базой воспитательной практики, что школа должна быть гуманистической.
Сам термин «гуманистическая школа» вводит в педагогическую науку П.Ф.
Лесгафт: «Задача всякой гуманистической школы, а только такой должна быть школа, состоит в возбуждении у молодого человека отвлеченного мышления и выяснении правды и
значения человеческой личности...
гуманистическая школа есть школа, содействующая развитию человека.
Это не учреждение, служащее для накопления человеческих знаний, а учреждение, где
будят мысль, где знание является материалом, посредством которого вырабатываются понятия и мысли» [119, 78].
Другой 36
[стр. 112]

над самим собою и над той маленькой общиной, в состав которой он вступил, чтобы и он, и эта община становились все выше в нравственном отношении, лучше и совершеннее” (58.
с.71).
К.
Н.
Вентцель настаивает на принципах цельности, единства и гармонии жизни ребенка в школе, солидарности и единства действий ее руководителей и педагогов.
Ребенок в этой школе является истинным субъектом всех образовательно-воспитательных процессов; “весь процесс обучения должен быть поставлен таким образом, чтобы он имел характер достижения ребенком самим себе поставленных целей” (58.
с.71).
Важнейшим принципом жизнедеятельности человека К.Н.
Вентцель считал природные способности, личные интересы и склонности.
Важную роль в воспитании ребенка он отводил труду, применяя метод освобождения в ребенке творческих сил.
Он считал, что порой методы обучения являются важнее содержания, т.к.
несут воспитательную функцию.
Отношение к ребенку как субъекту проявляется в высшей форме в том, что педагог видит в нем продолжателя “духовной работы, совершаемой человечеством...
Поэтому, подобно тому, как человечество...
искало, творило, создавало, открывало, дайте возможность и детям искать, творить, создавать, открывать”
(58.
с.
73).
Дальнейшее развитие гуманистических взглядов на ребенка наиболее целостно
проявляется в антропологическом подходе к вопросам воспитания и образования.
Видные ученые этого периода П.Ф.
Каптерев и П.Ф.
Лесгафт, являясь продолжателями идей К.Д.
Ушинского, считали, что все науки о человеке должны служить целостному философско-педагогическому знанию о душе, о теле, о назначении человека и
являются теоретической базой воспитательной практики.
П.Ф.Каптерев развивает идею личностного подхода, разрабатываемую в российской педагогике еще со времени Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского и Л.Н.Толстого.
Он также опирается на уважение личности и его человеческого достоинства, отмечая, что у детей, так же как и у взрослых, есть не только обязанности, но и права.
’’Уважение учащейся личности, признание ее свободы и само

[стр.,113]

стоятельности, должны проникать весь школьный строй” (138.
с.
249).
Центром гуманистической педагогики П.Ф.
Каптерева была идея о создании школы, способствующей саморазвитию человека.
Он отмечал, что “основа школы и источник ее успехов и усовершенствования есть саморазвитие человека, применение к школьному обучению тех начал и методов, которыми совершаются самовоспитание и самообразование” (138.
с.
357).
"Уважение учащейся личности, признание ее свободы и самостоятельности должны проникать во весь школьный строй, причем, конечно, также последовательно проводится в начало ответственность учащегося за все его действия” (138.
с.
249).
Эти идеи в той или иной степени развивались в российской педагогической науке и практике и в итоге привели к идее гуманистической школы.
Сам термин "гуманистическая школа" вводит в педагогическую науку П.Ф.
Лесгафт: "Задача всякой гуманистической школы, а только такой должна быть школа, состоит в возбуждении у молодого человека отвлеченного мышления и выяснении правды и
значении человеческой личности...
гуманистическая школа есть школа, содействующая развитию человека.
Это не учреждение, служащее для накопления человеческих знаний, а учреждение, где
будет мысль, где знания являются материалом, посредством которого вырабатываются понятия и мысли" (187.
с.
356).
Другой известный педагог этого времени И.
И.
Горбунов-Посадов пишет: “В нашей школе, не будет места никакому насилию.
Никакому принуждению над детской душой, во имя чего бы они ни производились.
Там в основу всего будет положена любовь и такое глубокое уважение к личности ребенка, как и к личности каждого взрослого человека.
Там учителя будут не насильниками, а старшими товарищами учащихся...
Такие учителя будут видеть в каждом ребенке отдельную личность, живую человеческую душу со всем скрытым в ней бесконечным духовным миром...
Они будут выше всего ценить проявление духа ребенка, самостоятельную работу его ума" (79).
Идеал новой, гуманистической школы в исканиях русских педагогов конца XIX — начала XX в.
становится приоритетным направлением их не только научных, но и практических интересов.
Один из видных педагогов этого времени

[Back]