совершенно не имели штампа, сходясь лишь главным образом на принципах постоянного искания лучшего, большой заинтересованности процессом работы и достижениями в ней. Весь состав преподавателей и даже администрация были вовлечены в одно дело и включены в жизнь школы максимально. Несмотря на общее, свойственное им течение, они совершенно не походили в деталях одна на другую. Анализ научно-педагогической литературы и архивных материалов показывает, что в первую очередь были сделаны попытки обоснования школы на основе принципа народности как основополагающего и наиболее подходящего для того периода среди других гуманистических принципов. В качестве доказательства приведем опыт Учительской семинарии им. К.Д. Ушинского, после радикальной перестройки в 1907 году переименованной в учительскую школу. В предоктябрьской России это была единственная демократическая школа-интернат с совместным обучением. Общее образование в ней органически сочеталось с трудовым воспитанием, а в старших классах с профессиональной (педагогической) подготовкой юношей и девушек к педагогической деятельности в сельской школе. Педагогический коллектив учительской школы состоял из единомышленников, которые были высококвалифицированными методистами. Построена она была по проекту К. Д. Ушинского, и жизнедеятельность ее строилась на следующих положениях, разработанных им: Семинария должна иметь прочные основания, обязательные для всех вновь вступающих, и образована из достойных людей. Необходимо избегать казарменных правил, для чего следует разделять воспитанников на маленькие кружки и устраивать их внутреннюю жизнь, приближенную к семейной. Позволять детям иногда отступать перед расписанным режимом. Создавать условия для положительного влияния человеческой личности. 38 |
Д.И. Тихомиров пишет, что современная школа — это не учебное заведение, которое приготовляет ученика к выпускным экзаменам, а к вступлению в действительную жизнь. Школа должна быть приготовительным классом к разумной и доброй жизнедеятельности, школа — та же действительная жизнь, хотя в миниатюре, в меру развития сил ученика... Для современной жизни нужны разумные, находчивые во всем и самостоятельные, настойчивые в достижении своих целей и любящие труд, умственно и нравственно развитые работники, непосредственные участники жизни семейной, общественной и государственной (330). Педагогическая мысль, будучи трансформатором передовых философских идей того времени, вобрав в себя все составляющие гуманистического мировоззрения, выработала собственное понимание гуманистической парадигмы в педагогике, которая включала в себя: любовь к ребенку, веру в добрые силы детской души, ценностное отношение к личности ребенка, заключающееся в уважении и понимании; создание условий для свободной деятельности ребенка; учет его национальных особенностей и принцип народности в воспитании; учет возрастных, природных и индивидуальных особенностей ребенка и создание условий для саморазвития, самообразования и самовоспитания. Теоретическая разработка проблем гуманистической педагогики, благодаря поддержке общественно-демократического и педагогического движений, нашла свое отражение в педагогической практике России конца XIX—начала XX века. Ведущая роль по количеству и качеству передовых школ в конце XIX — начале XX века принадлежала, несомненно, Петербургу. Появлялись новые, жизнеспособные, построенные на новых началах школы, которые сильно отличались от казенной количеством даваемых знаний, а также качеством и достижением новейшей методики воспитания и преподавания. Школы эти совершенно не имели штампа, сходясь лишь главным образом на принципе постоянного искания лучшего, большой заинтересованности процессом работы и достижениями в ней. Весь состав преподавателей и даже администрация были вовлечены в одно дело и включены в жизнь школы максимально. Несмотря на общее, свойственное им течение, они совершенно не походили в деталях одна на другую. Анализ научно-педагогической литературы и архивных материалов показывает, что в первую очередь были сделаны попытки в обосновании школы на основе принципа народности, как основополагающего и наиболее подходящего в этот период среди других гуманистических принципов. В качестве доказательства приведем опыт Учительской семинарии им. К.Д.Ушинского. Земская Учительская семинария им. К.Д. Ушинского после радикальной ее перестройки в 1907 году была переименована в Учительскую школу. В предоктябрьской России это была единственная демократическая школа-интернат с совместным обучением, общее образование в ней органически сочеталось с трудовым воспитанием, а в старших классах с профессиональной (педагогической) подготовкой. Педагогический коллектив школы был редким скоплением высококвалифицированных специапистов-методистов: ведь это было самое лучшее из средних педагогических учебных заведений в России. Учительская школа была построена по проекту К.Д.Ушинского. Воспитательная система школы строилась на следующих положениях, разработанных К.Д.Ушинским: — Семинария должна иметь прочные основания, обязательные для всех вновь вступающих, и образована из достойных людей; — Необходимо избегать казарменных правил, для чего следует разделять воспитанников на маленькие кружки и устраивать их внутреннюю жизнь, приближенную к семейной; позволять детям иногда отступать вперед расписанного режима; создавать условия для положительного влияния человеческой личности; — Воспитателей необходимо ставить в семейные отношения с детьми. Школа-интернат в Петровском парке была построена по "Проекту Учительской семинарии" К.Д. Ушинского, написанного им в 1861 году после анализа своей поездки в Германию. Это учебное заведение было расположено на Петровском острове и осуществляло подготовку юношей и девушек, а также подростков к педагогической деятельности в сельской школе. Целеустремленная связь с трудовой жизнью, профессиональная ориентированность среднего образования стала одной из ос |