Воспитателей ставить в семейные отношения с детьми. Трудовой принцип стал одной из основ учительской школы на Петровском острове. В интернатском быту «учащиеся многое должны делать своими руками: они моют за собой комнаты, моют посуду после еды и убирают столовую; многое из разных вещей своего обихода они делают сами, под руководством учительницы рукоделия многие девочки в значительной степени себя обшивали» [203, 140]. Жизнь в интернате рассматривалась и как средство воспитания. Эта традиция зародилась еще в XVIII в., когда в стране появилось немало дворянских пансионов и других средних учебных заведений, формально подходивших под понятие « школаинтернат». Закрытые учебные заведения до первой половины XIX в. возникли в России как учреждения дворянства (духовные семинария и женские епархиальные училища). Эти сословия проживали разбросанно в сельской местности, поэтому требовались сельские школы и интернаты. И только к началу XX в. идея К. Д. Ушинского о воспитательном учреждении интернатского типа для низших сословий былареализована в России. Режим воспитания в школе-интернате им. К. Д. Ушинского исходил из привычек сельских детей рано вставать, часто бывать на воздухе, заниматься физическим трудом, много двигаться. Не было мелочной опеки, надоедливого контроля, подглядывания и подслушивания; о том, куда ходили ученики, классный руководитель имел возможность знать, поскольку они вели с ним задушевные беседы; а зная, мог советовать и убеждать. Убеждение —важный метод в воспитательной работе, который применялся в этой школе в противовес давлению на личность и наказаниям в государственных казенных гимназиях. Учителя стремились установить теплые, доверительные отношения с учащимися. Воспитательная работа ориентировалась на принцип свободного воспитания. Однако это не означало, что не было правил и обязанностей. Они были, и требовалось их исполнение. Но режим никого не стеснял, 39 |
новных причин того, что Учительская школа выделялась среди других учебных заведений и была популярной среди крестьянской молодежи. Для крестьянских подростков Учительская школа была почти единственным доступом к образованию вообще. Далеко не все съезжавшиеся на приемные экзамены в "городок Сан-Галли” стремились именно к учительской профессии. Педагоги понимали, что выбрать учительскую профессию в 14-15 лет слишком рано, но дореволюционным учительским школам приходилось базироваться на двух классах образования поступавших в нее воспитанников. По инициативе земства и общественности была открыта эта школа-интернат, рассчитанная на демократический состав учащихся, а также на подготовку учителей для села. В основном учительская школа комплектовалась жителями Петербургской губернии, обычно окончившими ее сельские школы, в основном это были крестьянские дети. Трудовой принцип стал одной из основ Учительской школы на Петровском острове. В интернатском быту "учащиеся многое должны делать своими руками: они моют за собой комнаты, моют посуду после еды и убирают столовую; многое из разных вещей своего обихода они делают сами, под руководством учительницы рукоделия многие девочки в значительной степени себя обшивали" (319). Жизнь в интернате рассматривалась и как средство воспитания. Эта традиция зародилась еще в XVIII в., когда в стране появилось немало дворянских пансионов и других средних учебных заведений, формально подходивших под понятие " школы-интерната". Закрытые учебные заведения до первой половины XIX века возникли в России как учреждения дворянства (духовные семинарии и женские епархиальные училища), т.к. эти сословия проживали разбросано в сельской местности, поэтому требовались средние школы и интернаты. И только к началу XX века идея К.Д. Ушинского о воспитательном учреждении интернатного типа для низших сословий была реализована в России. Режим воспитания в школе-интернате им. К.Д. Ушинского исходил из привычек сельских ребятишек рано вставать, часто бывать на воздухе, заниматься физическим трудом, много двигаться. Не было мелочной опеки, надоедливого контроля, подглядывания и подслушивания; куда ходили ученики — классный воспитатель имел возможность знать, поскольку учащиеся вели с ним задушевные беседы, а, зная, он мог советовать и убеждать. Убеждение — важный метод воспитательной работы, который применялся в этой школе в противовес давлению на личность и наказаниям в государственных казенных гимназиях. Учителя стремились установить теплые, доверительные отношения с учащимися. Воспитательная работа ориентировалась на принцип "свободного воспитания". Это не означало, что не было правил и обязанностей. Они были, и требовалось их исполнение. Но режим никого не стеснял, прочно входил в жизнь и почти никогда не нарушался. Сутки были распределены так, чтобы у каждого было вполне достаточно времени на подготовку к урокам, для отдыха и прогулок, других своих дел. Анализируя воспитательную систему учительской школы в начале века, мы находим в ней важную идею: последовательное, устремленное приучение воспитанников к самостоятельным суждениям, самостоятельным действиям, т.к. юноши и девушки, посылаемые в маленькие деревенские школы, где они нередко были единственными учителями, в удаленные от железной дороги места, в среду, где часто неграмотность была поголовной. Здесь решалась еще одна важная задача — подготовка нового учителя для "новой школы", чему способствовал коллектив учителей, представлявший из себя коллектив единомышленников, стремящихся реализовать идеи личностного подхода К.Д. Ушинского. Учителя стремились к поиску нового, с этой целью между этой школой-интернатом и другими учебными заведениями нового типа (Тенишевское, Стоюшенское, Василеостровское, Выборгское и т.д.) были налажены постоянные связи и встречи, обмен опытом. Необходимо отметить одну особенность учительских школ в России в то время. Как правило, причиной их открытия было стремление дать образование простому народу. Другой особенностью было то, что в этих школах растили нового учителя — свободного, уважающего человеческую личность, идущего в ногу |