прочно входил в жизнь и почти никогда не нарушался. Сутки были распределены так, чтобы у каждого было достаточно времени на подготовку к урокам, для отдыха и прогулок, других дел. Анализируя воспитательную систему учительской школы в начале века, мы находим в ней важную идею: последовательное, устремленное приучение воспитанников к самостоятельным суждениям, самостоятельным действиям, так как юноши и девушки, посылаемые в маленькие деревенские школы, где нередко были единственными учителями, в удаленные от железной дороги места, в среду, где часто неграмотность была поголовной. Здесь решалась еще одна важная задача подготовка нового учителя для «новой школы», чему способствовал коллектив учителей, стремящихся реализовать идеи личностного подхода К.Д.Ушинского учителя стремились к поиску нового. С этой целью между этой школой-интернатом и другими учебными заведениями нового типа (Тенишевское, Стоюшенское, Василеостровское, Выборгское и т.д.) были налажены постоянные связи, встречи, обмен опытом. Необходимо отметить одну особенность учительских школ России того времени. Как правило, причиной их открытия было стремление дать образование простому народу, а также то, что в этих школах растили нового учителя свободного, уважающего человеческую личность, идущего в ногу со временем. Одним словом, того, кто смог бы претворять в жизнь принципы новой гуманистической педагогики. Особо следует сказать о практикующем учительстве в сельской местности. Именно в этих школах, воспитывая не только детей, но и взрослых, соединяя религиозное воспитание со светским, педагоги на практике осуществляли принцип народности в воспитании. Эта тенденция проявлялась в открытии большого количества воскресных школ, основной целью которых была всеобщая грамотность населения и христианское воспитание детей. Наиболее популярными здесь были учебники 40 |
контроля, подглядывания и подслушивания; куда ходили ученики — классный воспитатель имел возможность знать, поскольку учащиеся вели с ним задушевные беседы, а, зная, он мог советовать и убеждать. Убеждение — важный метод воспитательной работы, который применялся в этой школе в противовес давлению на личность и наказаниям в государственных казенных гимназиях. Учителя стремились установить теплые, доверительные отношения с учащимися. Воспитательная работа ориентировалась на принцип "свободного воспитания". Это не означало, что не было правил и обязанностей. Они были, и требовалось их исполнение. Но режим никого не стеснял, прочно входил в жизнь и почти никогда не нарушался. Сутки были распределены так, чтобы у каждого было вполне достаточно времени на подготовку к урокам, для отдыха и прогулок, других своих дел. Анализируя воспитательную систему учительской школы в начале века, мы находим в ней важную идею: последовательное, устремленное приучение воспитанников к самостоятельным суждениям, самостоятельным действиям, т.к. юноши и девушки, посылаемые в маленькие деревенские школы, где они нередко были единственными учителями, в удаленные от железной дороги места, в среду, где часто неграмотность была поголовной. Здесь решалась еще одна важная задача — подготовка нового учителя для "новой школы", чему способствовал коллектив учителей, представлявший из себя коллектив единомышленников, стремящихся реализовать идеи личностного подхода К.Д. Ушинского. Учителя стремились к поиску нового, с этой целью между этой школой-интернатом и другими учебными заведениями нового типа (Тенишевское, Стоюшенское, Василеостровское, Выборгское и т.д.) были налажены постоянные связи и встречи, обмен опытом. Необходимо отметить одну особенность учительских школ в России в то время. Как правило, причиной их открытия было стремление дать образование простому народу. Другой особенностью было то, что в этих школах растили нового учителя — свободного, уважающего человеческую личность, идущего в ногу со временем, одним словом, того, кто смог бы претворять в жизнь принципы новой гуманистической педагогики. Особо следует сказать о практикующем учительстве в сельской местности. Именно в этих школах, воспитывая не только детей, но и взрослых, соединяя религиозное воспитание со светским, педагоги на практике осуществляли принцип народности в воспитании. Эта тенденция проявилась в открытии большого количества воскресных школ, основной целью которых была всеобщая грамотность населения и христианское воспитание детей. Наиболее популярными здесь были учебники К.Д.Ушинского ("Родное слово"), В.П. Вахтерова ("Первый шаг") и Закон Божий. Однако ошибочно было бы думать, что профессиональная направленность замыкалась лишь на подготовке учительских кадров для села. В России росла потребность в промышленниках и коммерсантах. Эту проблему решали коммерческие училища, открываемые общественной и частной инициативой. В сентябре 1906 года в Петербурге открылось Выборгское восьмиклассное коммерческое училище. Новая школа была создана по инициативе педагогов, разрабатывающих принципы гуманистической педагогики, и мыслилась ее организаторам как общеобразовательное среднее учебное заведение для мальчиков и девочек, воспитывающихся и обучающихся совместно. В основу работы были положены принципы, разработанные союзом учителей. Прекрасно сознавая, что министерство просвещения не разрешит ни совместного обучения, ни других новых принципов, организаторы этой школы обратились за разрешением в министерство торговли и промышленности, т.к. оно, тесно связанное с интересами буржуазии, не препятствовало различным нововведениям, осуществляемым в его училищах. Одухотворенность и своеобразная горделивость царили в школе. Быть выборжцем и носить традиционный берет было символом для школьника, означавшим твердость духа, сознание силы своего коллектива. Школа была насыщена всякого рода организациями, коллегиальное начало было выдвинуто во главу угла в каждом начинании как самих учащихся, так и педагогов; можно на |