Проверяемый текст
Саранов, Алексей Михайлович; Теоретические основы становления и развития инновационных образовательных систем (Диссертация 2000)
[стр. 41]

К.Д.Ушинского («Родное слово»), В.П.Вахтерова («Первый шаг») и Закон Божий.
Однако ошибочно было
думать, что профессиональная направленность замыкалась лишь на подготовке учительских кадров для села.
В России росла потребность в промышленниках и коммерсантах.
Эту проблему
решили коммерческие училища, открываемые общественной и частной инициативой.
В сентябре 1906 г.
в Петербурге открылось Выборгское восьмиклассное коммерческое училище.
Новая школа была создана по инициативе педагогов, разрабатывающих принципы гуманистической педагогики, и мыслилась ее организаторам как общеобразовательное
заведение для мальчиков и девочек, воспитывающихся и обучающихся совместно.
В основу работы были положены принципы, разработанные союзом учителей.
Прекрасно сознавая, что министерство просвещения не разрешит ни совместного обучения, ни других новых принципов, организаторы этой школы обратились за разрешением в Министерство торговли и промышленности, т.к.
оно
было тесно связано с интересами буржуазии, не препятствовало различным нововведениям, осуществляемым в училищах.
Одухотворенность и своеобразная горделивость царили в
этой школе.
Быть выборжцем и носить традиционный берет было символом,
означавшим твердость духа, сознание силы своего коллектива.
Школа была
насыщенна всякого рода организациями...
Коллегиальное начало было
поставлено во главу угла, в каждом начинании как самих учащихся, так и педагогов (можно назвать литературный, спортивный, библиотечный, музыкальный кружки).
Ежемесячные альманахи отражали жизнь училища изнутри глазами самих воспитанников.
К
традиционным праздникам (8-е декабря открытие, выпускные балы, вечеринки для именинников) готовились серьезно все вместе, с активным участием родительского совета, сотрудничество которого с педагогическим коллективом было основано на демократическом принципе, как, впрочем, и вся работа школы.
[стр. 118]

со временем, одним словом, того, кто смог бы претворять в жизнь принципы новой гуманистической педагогики.
Особо следует сказать о практикующем учительстве в сельской местности.
Именно в этих школах, воспитывая не только детей, но и взрослых, соединяя религиозное воспитание со светским, педагоги на практике осуществляли принцип народности в воспитании.
Эта тенденция проявилась в открытии большого количества воскресных школ, основной целью которых была всеобщая грамотность населения и христианское воспитание детей.
Наиболее популярными здесь были учебники К.Д.Ушинского ("Родное слово"), В.П.
Вахтерова ("Первый шаг") и Закон Божий.
Однако ошибочно было
бы думать, что профессиональная направленность замыкалась лишь на подготовке учительских кадров для села.
В России росла потребность в промышленниках и коммерсантах.
Эту проблему
решали коммерческие училища, открываемые общественной и частной инициативой.
В сентябре 1906 года в Петербурге открылось Выборгское восьмиклассное коммерческое училище.
Новая школа была создана по инициативе педагогов, разрабатывающих принципы гуманистической педагогики, и мыслилась ее организаторам как общеобразовательное
среднее учебное заведение для мальчиков и девочек, воспитывающихся и обучающихся совместно.
В основу работы были положены принципы, разработанные союзом учителей.
Прекрасно сознавая, что министерство просвещения не разрешит ни совместного обучения, ни других новых принципов, организаторы этой школы обратились за разрешением в министерство торговли и промышленности, т.к.
оно,
тесно связанное с интересами буржуазии, не препятствовало различным нововведениям, осуществляемым в его училищах.
Одухотворенность и своеобразная горделивость царили в
школе.
Быть выборжцем и носить традиционный берет было символом
для школьника, означавшим твердость духа, сознание силы своего коллектива.
Школа была
насыщена всякого рода организациями, коллегиальное начало было выдвинуто во главу угла в каждом начинании как самих учащихся, так и педагогов; можно на

[стр.,119]

звать литературный, спортивный, библиотечный, музыкальный кружки.
Ежемесячные альманахи отражали жизнь училища изнутри, глазами самих воспитанников.
К
своим традиционным праздникам: — 8-е декабря (открытие), выпускные балы, вечеринки для именинников; — готовились серьезно, все вместе, с активным участием родительского совета.
Его сотрудничество с педагогическим коллективом было основано на демократическом принципе, как впрочем и вся работа школы.
Такое единодушие объединялось только одним — всеобщей заинтересованностью в положительном результате воспитания, приверженностью всему новому и передовому.
Ни намека на централизм, а тем более на абсолютизм, никакого начальства, а вместе с тем непререкаемый авторитет лучших.
Как не вспомнить здесь совет К.Д.
Ушинского о том, что прочный и основательный характер заведения зависит от основания его достойными и порядочными людьми.
Таким образом, в Выборгском восьмиклассном коммерческом училище нашли свое отражение демократические характеристики гуманизма, проявившиеся в коллегиальном принципе принятия решений в дружеской атмосфере и взаимопонимании между педагогами и воспитанниками.
Открывающиеся в этот период новые школы разнообразны по своим целевым содержательным и процессуальным характеристикам.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что в педагогической практике России конца XIX — начала XX в.
поиск нового типа учебного заведения осуществлялся на основе идей русской гуманистической педагогики.
Однако Россия не была изолирована от влияния западных идей, развивалась параллельно с западной цивилизацией.
П.Ф.
Каптерев, анализируя данный период развития школьного образования и влияния на него педагогической науки, подчеркивал, что научно-педагогическая мысль развивалась в неразрывной связи с западноевропейской.
Поэтому к началу XX века в педагогической практике России, помимо школ, основанных на русских гуманистических традициях, стали появляться учебные заведения, созданные по образу западных "новых школ”.
Выступая в русле мировой гуманистической традиции, российские педагоги пыта

[Back]