Проверяемый текст
Саранов, Алексей Михайлович; Теоретические основы становления и развития инновационных образовательных систем (Диссертация 2000)
[стр. 42]

Такое единодушие объединялось только одним всеобщей заинтересованностью в положительном результате воспитания, приверженностью всему новому и передовом}7 .
Ни намека на централизм, а тем более на абсолютизм, никакого начальства, а вместе с тем непререкаемый авторитет лучших.
Как не вспомнить здесь совет К.Д.
Ушинского о том.
что прочный и основательный характер заведения зависит от основания его достойными и порядочными людьми.
Таким образом, в Выборгском восьмиклассном коммерческом училище нашли
своё отражение демократические характеристики гуманизма, проявившиеся в коллегиальном принципе принятия решений, в дружеской атмосфере и взаимопонимании между педагогами и воспитанниками.
Анализ практики этого периода показывает, что открывавшиеся новые школы были разнообразны по своим целевым, содержательным и процессуальным характеристикам, но общим было то, что в педагогической практике России конца XIX —начала XX в.
поиск нового типа учебного заведения осуществлялся на основе идей русской гуманистической педагогики.
Однако Россия не была изолирована от влияния западных идей, развивалась параллельно с западной цивилизацией.

Анализируя данный период развития школьного образования и влияния на него педагогической науки,
П.Ф.
Каптерев подчеркивал, что научнопедагогическая мысль развивалась в неразрывной связи с западноевропейской.
Поэтому к началу XX в.
в педагогической
практики России помимо школ, основанных на русских гуманистических традициях, стали появляться учебные заведения, созданные по образцу западных «новых школ».
Выступая в русле мировой гуманистической традиции, российские педагоги пытались
изучить и использовать западный опыт в поиске новых путей развития школы.
Прогрессивные идеи западной педагогики проникли не только в российскую педагогическую мысль, но и в педагогическую практику,
42
[стр. 119]

звать литературный, спортивный, библиотечный, музыкальный кружки.
Ежемесячные альманахи отражали жизнь училища изнутри, глазами самих воспитанников.
К своим традиционным праздникам: — 8-е декабря (открытие), выпускные балы, вечеринки для именинников; — готовились серьезно, все вместе, с активным участием родительского совета.
Его сотрудничество с педагогическим коллективом было основано на демократическом принципе, как впрочем и вся работа школы.
Такое единодушие объединялось только одним — всеобщей заинтересованностью в положительном результате воспитания, приверженностью всему новому и
передовому.
Ни намека на централизм, а тем более на абсолютизм, никакого начальства, а вместе с тем непререкаемый авторитет лучших.
Как не вспомнить здесь совет К.Д.
Ушинского о том, что прочный и основательный характер заведения зависит от основания его достойными и порядочными людьми.
Таким образом, в Выборгском восьмиклассном коммерческом училище нашли
свое отражение демократические характеристики гуманизма, проявившиеся в коллегиальном принципе принятия решений в дружеской атмосфере и взаимопонимании между педагогами и воспитанниками.
Открывающиеся в этот период новые школы разнообразны по своим целевым содержательным и процессуальным характеристикам.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что в педагогической практике России конца XIX — начала XX в.
поиск нового типа учебного заведения осуществлялся на основе идей русской гуманистической педагогики.
Однако Россия не была изолирована от влияния западных идей, развивалась параллельно с западной цивилизацией.

П.Ф.
Каптерев, анализируя данный период развития школьного образования и влияния на него педагогической науки, подчеркивал, что научно-педагогическая мысль развивалась в неразрывной связи с западноевропейской.
Поэтому к началу XX века в педагогической
практике России, помимо школ, основанных на русских гуманистических традициях, стали появляться учебные заведения, созданные по образу западных "новых школ”.
Выступая в русле мировой гуманистической традиции, российские педагоги пыта


[стр.,120]

лись изучить и использовать западный опыт в поиске новых путей в развитии школы.
Прогрессивные идеи западной педагогики проникли не только в российскую педагогическую мысль, но и в педагогическую практику,
оказав влияние на создание школ западного типа в России.
Наиболее типичным учебным заведением, построенным по западному образцу, можно назвать школу Е.С.
Левицкой в Царском Селе.
Она была основана 14 сентября 1900 года как школа для мальчиков.
Увлекаясь семейным и общественным воспитанием, Елена Сергеевна пришла к мысли, что существование школ только для девочек и только для мальчиков вредит их общему развитию и правильному общественному воспитанию.
Идея совместного образования не имела всеобщего признания в педагогике, но была очень заманчива.
Официальное гимназическое образование в России и за рубежом придерживалось принципа раздельного обучения.
К концу XIX — началу XX в.
в ряде стран Западной Европы (Англия, Франция и др.) экспериментировались различные виды учебных заведений для совместного обучения, но это были исключительно частные школы.
С одной из них Е.С.Левицкая познакомилась.
Это была школа Дж.Бедли в Англии.
14 сентября 1900 года она открыла подготовительный и первый классы в Царском Селе, но лишь через три года эта школа стала совместной.
По словам Е.С.
Левицкой, главным стремлением было создать школу семейного, домашнего характера, без формализма, где место скучных занятий и приготовления уроков заняли бы разнообразные работы, игры, экскурсии, беседы.
В школе Левицкой была реализована идея школы-семьи с ограниченным количеством воспитанников, где учитывалась индивидуальность каждого ребенка, уважалась его личность, на первый план ставилось нравственное воспитание и самодеятельность.
Важным компонентом учебно-воспитательного процесса Левицкая считает изучение ребенка, которое позволит правильно выбрать систему воздействия.
Очень активно применялся метод "ответственных обязанностей, когда все дети" в несении маленьких школьных "служб1*приучались к по

[Back]