Проверяемый текст
Шизбухова, Аза Михайловна; Развитие школы-лицея как инновационного образовательного учреждения (Диссертация 2000)
[стр. 45]

всех.
У истоков советской системы образования стояли Н.
К.
Крупская,
А.
В.
Луначарский.
Характеризуя «школу учебы», Н.
К.
Крупская в работе «Народное образование и демократия» (1915) писала: «...эта школа стала синонимом книжной школы, школы учебы, в которой ученики смирно сидят на партах и слушают, что говорит на кафедре учитель, — школы, где ничего не преподается, кроме книжных знаний, имеющих очень слабое отношение к живой действительности, где индивидуальность учеников всячески подавляется, и путем строгой внешней дисциплины они превращаются в какие-то машины для восприятия бесконечного числа сообщаемых им сведений»
[111,256].
Н.
К.
Крупская противопоставляла коллективизм эгоистическому индивидуализму,
советовала сочетать коллективную деятельность с индивидуальной: «Считаясь с индивидуальностью ребенка, можно достигнуть очень больших результатов» [ Там же.,343].
Нарком просвещения РСФСР (1917-1929) А.
В.
Луначарский справедливо считал, что человек должен быть счастливым и других делать счастливыми.
Этот тезис определял все его работы об образовании «Школа — по Луначарскому — инструмент, с помощью которого общество по собственному образцу и подобию производит «согражданина»
[122, 256].
Идейной основой строительства социалистической системы образования явилась у Луначарского «философия трудовой школы» — концепция, охватывающая весь комплекс проблем созидания новой культуры
(Там же.
С.230).
Он писал, что школа должна стать организацией не только учения, но и всей жизни ребенка.
«В народной школе ребенок должен прежде всего не обучаться теоретическим знаниям, а учиться жить».

A.B.
Луначарский неоднократно подчеркивал, что от учителя зависит, чтобы дети стали лучше и культурнее своих родителей.
Государство же может быть культурным в 45
[стр. 11]

История отечественной школы и педагогики во все времена отличалась гуманистическими идеями в воспитании подрастающего поколения от Владимира Мономаха, просветителя Симеона Полоцкого, общественных деятелей Ф.
Прокоповича, Н.
И.
Новикова, А.
Н.
Радищева, декабристов П.
И.
Пестеля, К.
Ф.
Рылеева, писателей В.
Г.
Белинского, Н.Г.
Чернышевского, абстрактных гуманистов Н.
А.
Добролюбова, Н.
И.
Пирогова, Д.
И.
Писарева, П.
Г.
Редкина, практических гуманистов П.
Ф.
Каптерева, В.
П.
Вахтерова, К.
Н.
Вентцеля, С.
Г.
Шацкого до педагогов современности.
Обратимся к истокам советской системы образования.
В 20-е годы сложились основные педагогические концепции.
"Положение о единой трудовой школе..." и Декларация "Основные принципы единой трудовой школы" (Декрет ВЦИКА от 16 октября 1918г.) широко отражали демократические установки советского образования "Прочность социалистического общества заключается не в казарменном однообразии и в искусственной дрессировке, не в религиозном или эстетическом обмане, а в реальной солидарности интересов".
[112,134135].
Впервые был решен вопрос о доступности школы для всех.
У истоков советской системы образования стояли Н.
К.
Крупская
и А.
В.
Луначарский.
Характеризуя "школу учебы", Н.
К.
Крупская в работе "Народное образование и демократия" (1915) писала: "...эта школа стала синонимом книжной школы, школы учебы, в которой ученики смирно сидят на партах и слушают, что говорит на кафедре учитель, школы, где ничего не преподается, кроме книжных знаний, имеющих очень слабое отношение к живой действительности, где индивидуальность учеников всячески подавляется, и путем строгой внешней дисциплины они превращаются в какие-то машины для восприятия бесконечного числа сообщаемых им сведений"
[78,211].
Н.
К.
Крупская противопоставляла коллективизм эгоистическому ин


[стр.,12]

дивидуализму, советовала сочетать коллективную деятельность с индивидуальной: "Считаясь с индивидуальностью ребенка, можно достигнуть очень больших результатов" [78,343].
Нарком просвещения РСФСР (1917-1929) А.
В.
Луначарский справедливо считал, что человек должен быть счастливым и других делать счастливыми.
Этот тезис определял все его работы об образовании "Школа по Луначарскому инструмент, с помощью которого общество по собственному образцу и подобию производит "согражданина"
[87,356].
Идейной основой строительства социалистической системы образования явилась у Луначарского "философия трудовой школы" концепция, охватывающая весь комплекс проблем созидания новой культуры
[129,530].
Он писал, что школа должна стать организацией не только учения, но и всей жизни ребенка.
"В народной школе ребенок должен прежде всего не обучаться теоретическим знаниям, а учиться жить"
[116,142 ].
Известный педагог П.
П.
Блонский напутствовал учителей: "Для нас должно быть аксиомой, что воспитание должно быть не обработкой..., а внутренним стимулированием ребенка.
Всякое воспитание будет только уродованием ребенка и организованным насилием" [116,229 ].
Организованная им "Школа труда" исходила из того, что нужны активные, инициативные, сознательные, творческие личности.
В содержании образования упор делался на политехнизм, профориентацию, связь с жизнью.
В учебный процесс активно внедрялись опытноисследовательские методы работы.
Движение за демократическую, гуманистическую педагогику в российском обществе возникло и стало развиваться в противовес авторитарной педагогике, которая под педагогическим процессом понимала субъектно-объектное взаимодействие между учителем и учащи

[Back]